Оценка взаимосвязи показателей билингвизма с показателями когнитивного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-3-65-71
Аннотация
Статья раскрывает оценку взаимосвязи показателей билингвизма с показателями когнитивного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Для оценки уровня билингвизма использовались различные параметры, включая активное владение языками, понимание и переключение между языками. В ходе исследования было обнаружено, что уровень слухоречевого интеллекта остался на среднем уровне, хотя уровень зрительной рабочей памяти оказался выше детей, проходящих обучение на якутском языке. Более высокий балл зрительной рабочей памяти показывают дети, которые учатся на якутском языке. Уровни развития слухоречевой рабочей памяти у билингвов показывают средний уровень. У детей, которые учатся на якутском языке, слухоречевая память оказалась ниже по сравнению со зрительной памятью. У детей, обучающихся на русском языке, слухоречевая рабочая память развита более высоко, в то время как уровень когнитивного контроля, связанного со сдерживанием сиюминутных проявлений и реакций, соответствует возрастным нормам и находится в ожидаемом диапазоне. Физический контроль находится на достаточно высоком уровне. Также в процессе диагностики были получены данные об эмоциональном развитии детей. Дети, овладевающие русским языком в процессе обучения, показали более высокие результаты.
Об авторе
М. И. ДедюкинаРоссия
к. пед. н., доцент кафедры дошкольного образования
Список литературы
1. Ощепкова, Е. С. Особенности построения нарративов у детей в билингвальной среде / Е. С. Ощепкова, Н. А. Картушина, А. Н. Шатская // Полилингвиальность и транскультурные практики. – 2022. – Т. 19. – №1. – С. 6-18.
2. Соколова, И. В. Влияние билингвизма на социо-когнитивное развитие личности / И. В. Соколова // Образование и наука. – 2012. – № 8. – С. 81-95.
3. Твардовская, А. А. билингвизм и регуляторные функции у дошкольников: обзор исследований / А. А. Твардовская, В. Ф. Габдулкаков, Н. Н. Новик // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 1-2. – С. 87-100.
4. Веракса, А. Н. Связь показателей развития речи и регуляторных функций у детей дошкольного возраста: анализ исследований / А. Н. Веракса, М. Н. Гаврилова, Д. А. Бухаленкова // Психол. журн. – 2019. – T. 40. – № 3. – C. 64-76.
5. Дедюкина, М. И. Оценка взаимосвязи организации детского досуга с показателями когнитивного и эмоционального развития / М. И. Дедюкина, М. К. Иванова // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 6. – С. 112-116 – URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39640 (дата обращения: 09.08.2023).
6. Куфтяк, Е. В. Билингвизм у детей : влияние на когнитивно-коммуникативное развитие и инструменты измерения / Е. В. Куфтяк, Л. М. Ханукова, Е. В. Пойманова // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 2. – С. 30-39.
7. Новицкий, Н. Ю. Особенности функционирования мозга билингвов при выполнении речевых и общих когнитивных задач / Н. Ю. Новицкий // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – № 4. – С. 77-84.
8. Дедюкина, М. И. Оценка взаимосвязи организации детского досуга с показателями когнитивного и эмоционального развития // Современные наукоемкие технологии/ М. И. Дедюкина, М. К. Иванова. – 2023. – № 6. – С. 112-116. – URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39640 (дата обращения: 9.09.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Дедюкина М.И. Оценка взаимосвязи показателей билингвизма с показателями когнитивного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(3):65-71. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-3-65-71
For citation:
Dedyukina M.I. assessment of the relationship between bilingualism indicators and indicators of cognitive and emotional development of children of senior preschool age. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(3):65-71. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-3-65-71