Философское осмысление культуры – творческий узел исканий А. Е. Мординова
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме духовно-нравственного воспитания молодых людей в современном мире. Рассмотрены актуальные проблемы формирования информационно-образовательной среды современной школы и роль педагога и наставника в формировании духовно-нравственных ценностей. Целью данного исследования является изучение проблем воспитания, образования и актуализация роли педагога и наставника в информационную эпоху. Рассмотрены актуальные проблемы формирования философского мировоззрения в трудах А.Е. Мординова. В условиях трансформации образовательного пространства необходима соответствующая модель поведения, связанная с самореализацией и формированием духовно-нравственных ценностей молодого поколения. Духовно-нравственные ценности способствуют самосовершенствованию, самореализации, осмысленности бытия и развитию личности молодого человека. В данных объективных условиях роль педагога и наставника в формировании информационно-образовательной среды современной школы и духовно-нравственных ценностей необычайно важна. Источниковедческую базу данного исследования составили труды философа А.Е. Мординова в области философии культуры и педагогики.
Область применения результатов:
– может быть использован при разработке региональных программ реализации социальной защиты молодежи;
– изучение наследия выдающихся ученых и философов народа саха:
– выявление, подготовка и поддержка талантливых и одаренных школьников в области научных исследований, цифровых технологий для привлечения их в будущем в цифровую экономику;
– реализация совместных научно-исследовательских проектов с социальными партнерами;
– разработка концепции, прототипа для решения актуальных проблем социально-экономического развития республики.
В результате исследования мы приходим к выводу, что в данных объективных условиях роль педагога и наставника в формировании информационно-образовательной среды современной школы, университета и духовно-нравственных ценностей необычайно важна. Авторы убеждены, что философские труды доктора философских наук, профессора А.Е. Мординова, посвященные разработке теоретических и методологических проблем культуры имеют важное значение в современных условиях.
Ключевые слова
Об авторах
Е. П. ЯковлеваРоссия
ЯКОВЛЕВА Евдокия Павловна – к. филос. н., доцент кафедры философии
г. Якутск
И. А. Сивцева
Россия
СИВЦЕВА Изабелла Александровна – к. п. н., директор МБОУ «Таттинский лицей имени А.Е. Мординова» МР «Таттинский улус»
с. Ытык Кюель, Республика Саха (Якутия)
Список литературы
1. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Сост. П. С. Гуревич. – М.: Политиздат, 1991. – 461с.
2. Попов, Б. Н. Авксентий Мординов / Б.Н. Попов; Акад наук Респ Саха (Якутия), Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. – Якутск : Бичик, 2002. – 224 с. – (Выдающиеся люди республики).
3. Вторые Мординовские чтения (к 90-летию со дня рождения профессора А. Е. Мординова). – Якутск : Якутский филиал Изд-ва СО РАН, 2001. – 76 с.
4. Философ Авксентий Егорович Мординов : Сборник научных трудов. –Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. – 77с.
5. Мординов, А.Е. Избранные труды: в 2 томах / А. Е. Мординов; [сост.: Е. М. Махаров и др.; отв. ред. д. филос. н., проф. АН РС (Я) Е. М. Махаров]. – Якутск : Бичик, 2010. – Т. 1. – 2009. – 416 с.
6. Мординов, А. Е. Избранные труды: в 2 томах / А. Е. Мординов; [сост.: Е. М. Махаров и др; отв. ред. д. филос. н., проф. АН РС (Я) Е. М. Махаров]. – Якутск : Бичик, 2010. – Т. 2. – 2010. – 368 с.
7. Мординов, А. Е. Будущее народа определяют воспитание и образование молодежи / А. Е. Мординов. – Якутск : Чолбон, 1992. – № 7. – С. 108-118.
Рецензия
Для цитирования:
Яковлева Е.П., Сивцева И.А. Философское осмысление культуры – творческий узел исканий А. Е. Мординова. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(2):96-105.
For citation:
Yakovleva E.P., Sivtseva I.A. Philosophical understanding of culture as a creative node of A. E. Mordinov’s quest. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(2):96-105. (In Russ.)