Роль личностной резильентности подростков в контексте проблем современного школьного образования
Аннотация
Проанализирована роль личностной резильентности подростков, рассмотрены современные проблемы школьного образования, выявлены закономерности влияния резильентности на академическую успеваемость, эмоциональное благополучие и социальное взаимодействие учащихся. Представлены результаты обзора существующих исследований на тему личностной резильентности подростков и ее роли в современных школьных условиях. Основное внимание уделено анализу влияния резильентности на академическую успеваемость, эмоциональное благополучие и социальное взаимодействие учащихся. Кроме того, в статье рассматриваются возможные стратегии и подходы к развитию резильентности подростков в рамках школьного образования, включая психолого-педагогическое сопровождение, создание поддерживающей образовательной среды и развитие навыков саморегуляции. Отмечается важность комплексного подхода к этому вопросу, включая работу с учащимися, их родителями и преподавателями, а также создание условий для гармоничного развития всех сторон личности подростка. В статье также отмечается потенциал резильентности как ключевого фактора успешной адаптации подростков к вызовам образовательного процесса, а также необходимость дальнейшего изучения этой темы для разработки новых стратегий и подходов, способствующих формированию устойчивых и сильных личностей, готовых к жизненным трудностям и вызовам. Предложен ряд рекомендаций для педагогов, психологов и администрации школ по развитию личностной резильентности подростков, включая создание поддерживающей образовательной среды, внедрение программ по развитию резильентности, поддержку внеучебной деятельности, профессиональное развитие педагогов и психологов, вовлечение родителей и опору на семейные ресурсы, индивидуальный подход к учащимся, психологическую поддержку и мониторинг резильентности.
Об авторе
С. Ф. ГалимовРоссия
ГАЛИМОВ Салават Фаритович – аспирант 1 года обучения, кафедра педагогики
г. Елабуга
Список литературы
1. Бочкарева, Т. Н. Факторы академической неуспешности в школе / Т. Н. Бочкарева // Российские и зарубежные практики повышения резильентности образовательных организаций: Материалы I Международной научно-практической конференции, Елабуга, 29-30 сентября 2022 года. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2022. – С. 31-37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49603706 (дата обращения: 15.05.2023).
2. Виноградов, В. Л. Феномен образовательной резильентности / В. Л. Виноградов, О.В. Шатунова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 10-1. – С. 28-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44087164 (дата обращения: 15.05.2023).
3. Лактионова, А. И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков / А. И. Лактионова. – Москва : Институт психологии РАН, 2017. – 236 c.
4. Усатов, И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса / И. А. Усатов // Научно-методический журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 21-25.
5. Махнач, А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке / А В. Махнач // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38. – № 4. – С. 5-16.
6. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 539 с.
7. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев (Серия: Мастера психологии). Изд. 3-е. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 288 с.
8. Masten, Ann S., Powell, Jenifer L. A resilience framework for research, policy, and practice // Cambridge University Press. 2012. URL: https://psycnet.apa.org/record/2003-06504-001 (дата обращения: 15.05.2023).
9. Rutter, M. Resilience as a dynamic concept // Cambridge University Press. 2012. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22559117 (дата обращения: 15.05.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Галимов С.Ф. Роль личностной резильентности подростков в контексте проблем современного школьного образования. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(2):5-12.
For citation:
Galimov S.F. The role of personal resilience of adolescents in the context of the problems of modern school education. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(2):5-12. (In Russ.)