Визуализация на уроках по РКИ
Аннотация
Статья посвящена актуальному вопросу использования визуализации на уроках русского языка как иностранного. Автор подробно останавливается на терминах «визуальный поворот», «визуализация» и «наглядность», обрисовывая современную педагогическую ситуацию. Случившийся в культуре «визуальный поворот» поставил современного преподавателя перед необходимостью освоения новых педагогических технологий для дальнейшего их использования в практической деятельности. Всеобщая визуализация диктует выбор наиболее оптимальных методик организации учебной информации. В связи с этим статья носит обзорный характер: перед автором стоит задача рассмотреть актуальную педагогическую литературу, выделить наиболее подходящие к учебному процессу в РКИ педагогические технологии и также определить потенциал визуализированного нелинейного текста в структуре уроков по РКИ. По итогам анализа автор предлагает подборку современных педагогических техник визуализации, описывает их и оценивает применимость на уроках РКИ. Автор подробно рассматривает применение таймлайна, скрайбинга, сторителлинга, блогфолио и лонгрида на уроках по РКИ. После детального рассмотрения техник визуализации и описания их применения на собственных уроках по русскому языку как иностранному автор делает вывод об эффективности визуализации и большем учебном потенциале нелинейных текстов в структуре уроков по РКИ, предлагает классификацию современных методов визуализации, исходя из нескольких параметров. Визуальные педагогические техники условно подразделяются на традиционные, новые и инновационные по времени появления, а по организации информации они могут быть статическими и динамическими. Примером статической визуализации являются графические органайзеры, тогда как динамическая представлена визуальным нарративом, визуальным сторителлингом и учебными или аутентичными видео.
Об авторах
Е. Б. КоломейцеваРоссия
КОЛОМЕЙЦЕВА Екатерина Борисовна – к. филол. н., доцент кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному института русского языка
Санкт-Петербург
А. П. Матвеев
Россия
МАТВЕЕВ Андрей Павлович – преподаватель кафедры русского языка № 1
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Ищенко, Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии / Е. Н. Ищенко // Вестник ВГУ, 2016. – № 2. Серия: Философия. – С. 16-27.
2. Олешков, М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. – Москва : Компания Спутник+, 2006. – 191 с.
3. Ван Ян. Тенденция развития визуализации информации в образовательной среде / Ян Ван, Ю. Ф. Катаханова // Преподаватель XXI век, 2020. – № 1. – С. 154 – 158.
4. Белая, А. Г. Визуализация в преподавании РКИ / А. Г. Белая, Н. В. Сазонова, Е. И. Фещенко // Современные технологии и образование: международная научно-практическая конференция, 26-27 ноября 2020 г.: в 2 ч. – Белорусский национальный технический университет; редкол.: А. М. Маляревич (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БНТУ, 2021. – Ч. 1. – С. 70-72.
5. Амлинская, Ю. Р. Применяем инфографику на уроках русского как иностранного. – URL: https://www.eduneo.ru/primenyaem-infografiku-na-urokax-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo/ (Дата обращения: 21.12.2022).
6. Золотухин, С. Обзор сервисов для создания таймлайнов: особенности и принципы их работы. – URL: https://www.eduneo.ru/obzor-servisov-dlya-sozdaniya-krasivyx-tajmlajnov-osobennosti-i-principyraboty/ (дата обращения: 21.12.2022).
7. Шмалько-Затинацкая, С.А. Инфографика как способ обучения говорению на русском языке учащихся Азиато-Тихоокеанского региона / С. А. Шмалько-Затинацкая, О. С. Храброва // Педагогический журнал, 2021. – Т. 11. – № 5А. – С. 365-374.
8. Бороздина, Н. А. Презентации, электронные портфолио и блогфолио в иноязычном образовании: методические принципы и критерии эффективности / Н. А. Бороздина // Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ. – 2019. – С. 19-24.
9. Шеина, Л. П. Визуализация грамматики как эффективный прием обучения русскому языку студентов-билингвов языкового вуза / Л. П. Шеина, Т. В. Иванова // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 3-2. – С. 294-298; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37482 (дата обращения: 21.12.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Коломейцева Е.Б., Матвеев А.П. Визуализация на уроках по РКИ. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(1):41-47.
For citation:
Kolomeytseva E.B., Matveev A.P. Visualization in RFL Lessons. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(1):41-47. (In Russ.)