Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Лингвометодические основы обучения иностранных студентов-международников письменному дипломатическому дискурсу

Аннотация

В статье авторами решается проблема обучения профессионально ориентированной коммуникации на русском языке иностранных студентов-международников. В работе представлена разработка целесообразной лингвометодической системы обучения письменному деловому дипломатическому дискурсу иностранных студентов, обучающихся на направлении «Международные отношения». С целью выстраивания эффективной и результативной модели обучения деловому дискурсу иностранных студентов-международников изучены коммуникативные потребности иностранных учащихся с учетом реалий современной ситуации, что позволило отобрать наиболее актуальные жанры дипломатической переписки как доминирующего вида деятельности специалиста в сфере международных отношений; проведено опытное обучение, которое показало, что наиболее эффективное усвоение жанровых особенностей дипломатической переписки и отнесенности текста к тому или иному жанру происходит в результате систематизации и дифференциации признаков; обоснована необходимость создания лексического минимума в сфере международных отношений; разработаны и представлены фрагменты таблицы самооценки и контрольные листы самооценки достигнутых результатов. В работе делается вывод о том, что успешность учебно-познавательной деятельности тесно связана с гибкостью системы обучения и возможностью корректировки на всех её этапах. Необходимым компонентом учебной деятельности по обучению русскому языку как средству делового общения является контроль поэтапного формирования у иностранных студентов коммуникативной межкультурной и профессиональной компетенций.

Об авторах

Л. В. Воронова
Дальневосточный федеральный университет
Россия

ВОРОНОВА Лилиана Вячеславовна – к. пед. н., доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного Восточного института – Школы региональных и международных исследований; член Правления Ассоциации преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)

г. Владивосток



В. В. Уварова
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

УВАРОВА Вероника Валериевна – магистр филологии, старший преподаватель русского языка как иностранного

г. Владивосток



Список литературы

1. Балыхина, Т. М. Письменная речь как фактор интеллектуального развития и социальной адаптации личности / Т. М. Балыхина, Л. В. Воронова // Функциональная семантика, семиотика знаковых систем и методы их изучения. – Новиковские чтения: материалы Международной научной конференции (Москва, 5-6 апреля 2006 г.). – Москва: Изд-во РУДН, 2006. – С. 578-591.

2. Никольсон, Г. Дипломатия [Электронный ресурс] / Никольсон Г. – Режим доступа: https://royallib.com/book/nikolson_garold/diplomatiya.html (дата обращения: 13.07.2022 г.).

3. Борунков, А. Ф. Дипломатический протокол в России. Изд. 3-е, доп. / А. Ф. Борунков. – Москва : Междунар. отношения, 2007. – 264 с.

4. Ковалев, А. Н. Азбука дипломатии / А. Н. Ковалев. – Москва : Международные отношения, 1977. – 264 с.

5. Белоусова, И. М. Методика обучения китайских студентов межкультурному деловому общению на русском языке: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. М. Белоусова. – Москва, 2014. – 28 с.

6. Куксова, E. JI. К вопросу о дипломатическом подстиле официально-делового стиля речи / E. JI. Куксова // Язык и культура в современном мире (на материале романо-германских языков). IX Степановские чтения. – Москва : РУДН, 2013. – С. 159-164.

7. Баландина, Л.А. Язык дипломатии: традиции и современность / Л. А. Баландина, Г. Ф. Кураченкова // Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. – Материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. – Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 2011. – 259-264 с.

8. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. – Москва : Филоматис, 2004. – 416 с.

9. Воронова, Л. В. Современная письменная коммуникация: лингвометодические основы обучения и контроля: Дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Воронова. – Москва, 2006. – 238 с.

10. Михалкина, И. В. Лингвометодические основы обучения иностранных граждан русскому языку как средству делового общения: Дис. … д-ра пед. наук / И. В. Михалкина. – Москва, 1998. – 459 с.


Рецензия

Для цитирования:


Воронова Л.В., Уварова В.В. Лингвометодические основы обучения иностранных студентов-международников письменному дипломатическому дискурсу. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(1):14-25.

For citation:


Voronova L.V., Uvarova V.V. Linguistic and methodological foundations for training international students in written diplomatic discourse. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(1):14-25. (In Russ.)

Просмотров: 194


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)