Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Философско-педагогическое осмысление ценности труда в выборе профессии

Аннотация

Одной из ценностей современно, непрерывно меняющегося мира остаётся труд как главная движущая сила развития общества и человека, как основная человеческая деятельность, цели и сущность которой неизбежно претерпевают трансформацию. Исторически труд усложнялся, обогащался новыми смыслами, совершенствовался технологически, становился всё более разнообразным. На протяжении всей истории человеческой мысли он являлся предметом исследования, вызывал интерес учёных различных научных сфер: философии, экономики, педагогики, психологии, юриспруденции, социологии и других. В статье представлен труд как ценность в философско-педагогическом осмыслении, в первую очередь в контексте научных исследований философа Т.М. Михайловой, посвятившей данной проблематике ряд своих научных трудов, в том числе в формате концептуальных статей, диссертации на соискание степени доктора философских наук и монографии.
Авторами проведено полевое исследование с применением анкетирования, нацеленное на выявление у педагогов отдельных образовательных организаций Республики Саха (Якутия) отношения к труду как ценности в воспитательном процессе обучающихся. Также представлены результаты обследования студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова – будущих педагогов о ценности педагогического труда. Сделаны выводы о необходимости целенаправленного педагогического регулирования трудового воспитания обучающихся с применением новейших технологий и учёта всех особенностей меняющейся под воздействием внешних факторов системы ценностей современной учащейся молодёжи.

Об авторах

С. В. Панина
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

ПАНИНА Светлана Викторовна – к. пед. н., доцент кафедры педагогики Педагогического института

г. Якутск



С. Ю. Залуцкая
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

ЗАЛУЦКАЯ Светлана Юрьевна – к. пед. н., профессор кафедры методики преподавания литературы филологического факультета

г. Якутск



Список литературы

1. Михайлова, Т. М. Труд: опыт социально-философского изучения: монография / Т. М. Михайлова. – Москва : Academia, 1999. – 184 с. – Текст : непосредственный.

2. Михайлова, Т. М. Труд как историко-философская проблема / Т. М. Михайлова; Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. – Москва : Academia, 1998. – 91 с. – Текст : непосредственный.

3. Михайлова, Т. М. Социально-философский смысл труда и подходы к его интерпретации : 09.00.11 автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Михайлова Тамара Михайловна ; [Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова]. – Якутск, 2000. – 46 с. – Текст : непосредственный.

4. Сулима, И. И. Труд как ценность в истории философских взглядов / И. И. Сулима, Р. Ю. Фофанов. – Текст : непосредственный // Человек труда в истории: актуальные вопросы исторической науки, архивоведения и документоведения. III Смирновские чтения : статьи III Всерос. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 март 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 120-125.

5. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.

6. Колесник, Е. А. Ценность труда в условиях цифровой трансформации занятости и рынка труда: межпоколенческий разрез / Е. А. Колесник // Управленческое консультирование. – 2022. – № 8. – С. 82-93. – URL: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-8-82-93 (дата обращения: 10 ноября 2022). – Текст : электронный.

7. Блажиевская, Г. А. Труд как социально-культурная ценность : 24.00.01 : автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Блажиевская Галина Александровна. – Казань, 2007. – 19 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/trud-kak-sotsialno-kulturnaya-tsennost (дата обращения: 13 ноября 2022). – Текст : электронный.

8. Балтаева, А. М. Ценности труда в становлении профессиональной деятельности личности / А. М. Балтаева. – Текст : непосредственный // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации. Сборник научных материалов. Под общей ред. Л.К. Раицкой и др. – Москва : Изд-во РУДН. 2015. – С. 214-220.

9. Грачева, О. Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ / О. Г. Грачева. – Текст : непосредственный // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – Выпуск 2. – 2012. – С. 15-18.

10. Дураченко, Г. С. Роль труда в формировании мировоззренческих позиций молодежи / Г. С. Дураченко // Инновационный потенциал молодежи: гражданственность, профессионализм, творчество: сборник научных трудов Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 24 ноября 2020 г.). – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. – С. 158-164. – URL: http://hdl.handle.net/10995/97462 (дата обращения: 13 ноября 2022). – Текст : электронный.

11. Рогожкина, В. Н. Философия труда: в поисках свободы и смысла / В. Н. Рогожкина // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – Т. 3. – Выпуск 4. – С. 79-90. – URL: https://scires.elpub.ru/jour/article/view/82 (дата обращения 11 ноября 2022). – Текст : электронный.

12. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: учебник / Е. А. Климов. – Москва : Изд-во Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с. – Текст : непосредственный.

13. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников. – Москва ; Воронеж, 1997. – 352 с. – Текст : непосредственный.

14. Уколов, Р. А. Ценности труда и профессионально-карьерный рост среди молодежи : результаты социологического исследования / Р. А. Уколов – Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. – № 15. – 2014. – С. 25-29.

15. Ходырев, А. М. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества / А. М. Ходырев, Л. Н. Данилова, Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26. – № 4. – С. 5-13. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sistemogenezatsennostey-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obschestva (дата обращения: 14 ноября 2022). – Текст : электронный.


Рецензия

Для цитирования:


Панина С.В., Залуцкая С.Ю. Философско-педагогическое осмысление ценности труда в выборе профессии. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(4):57-66.

For citation:


Panina S.V., Zalutskaya S.Y. Philosophical and pedagogical understanding of the value of labor in the choice of a profession. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(4):57-66. (In Russ.)

Просмотров: 183


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)