Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

О рисках применения технологий виртуальной реальности в обучении

Аннотация

Статья представляет собой обзор последних исследований о рисках применения технологий виртуальной реальности (VR) в обучении. Вопросы влияния виртуальной реальности на физическое и психологическое здоровье обучающихся являются одним из важных направлений в изучении учебной среды виртуальной реальности (VRLE). Актуальность исследования обусловлена ростом интереса к использованию VR-технологий в образовательном процессе, однако, количество и качество исследований, посвященных их влиянию на здоровьесберегающий компонент, до сих пор остается незначительным, особенно в русскоязычной литературе. В качестве основного метода применялся анализ зарубежной литературы по проблеме исследования. Исследование опирается на проведенный авторами статьи опрос группы пользователей, в число которых входили учителя, обучающиеся образовательных организаций и их родители. В ходе исследования выявлены и описаны неприятные симптомы утраты человеческих качеств или индивидуальности (деперсонализация) и ощущение нереальности окружающего, особенно как симптом психического расстройства (дереализация). У некоторых испытуемых проявлялись симптомы киберболезни (VR-болезни) или признаки агрессивного поведения в играх виртуальной реальности. Рассмотренные в данной статье вопросы влияния виртуальной реальности на физическое и психологическое здоровье обучающихся не являются исчерпывающими, а продолжение подобных исследований по выявлению рисков в использовании виртуальной реальности в образовании позволит представить более подробную картину данного аспекта.

Об авторах

Ю. В. Корнилов
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

КОРНИЛОВ Юрий Вячеславович – к. пед. н., доцент кафедры информатики и вычислительной техники

г. Якутск



М. У. Мукашева
Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
Казахстан

МУКАШЕВА Манаргуль Умирзаковна – к. пед. н., доцент, главный научный сотрудник

г. Астана



С. М. Сарсимбаева
Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова
Казахстан

САРСИМБАЕВА Сауле Мусаевна – к. ф.-м. н., доцент кафедры информатики и информационных технологий

г. Актобе



Список литературы

1. Сарсимбаева, С. М. Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании / С. М. Сарсимбаева, Ю. В. Корнилов, М. У. Мукашева. – Нур-Султан : Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2022. – 341 с. – Текст : непосредственный.

2. Jinwei L., Ishihara M. (2022). A Pilot Experiment on Attention Prompt Method for Car Driving Based on VR Technology. Communications in Computer and Information Science, 1583 CCIS, pp. 215-222. DOI:10.1007/978-3-031-06394-7_28

3. Ito T., Mouri K., Okamoto M., Matsubara Y. (2022). Development and evaluation of car training system using VR and eye tracking technology. Proceedings – 2022 12th International Congress on Advanced Applied Informatics, IIAI-AAI 2022, pp. 170-173. DOI:10.1109/IIAIAAI55812.2022.00042

4. Peckmann, С., Kannen, К., Pensel, M.C., Lux, S., Philipsen, A., Braun, N. (2022). Virtual reality induces symptoms of depersonalization and derealization: A longitudinal randomised control trial, Computers in Human Behavior. Vol. 131, 107233. DOI:10.1016/j.chb.2022.107233

5. Davis, S., Nesbitt, K., Nalivaiko, E. (2015). Comparing the onset of cybersickness using the Oculus Rift and two virtual roller coasters. Proceedings of the 11th Australasian Conference on Interactive Entertainment (IE 2015). Vol. 167, pp. 3-14.

6. Chang, E., Kim, H.T., Yoo, B. (2020). Virtual Reality Sickness: A Review of Causes and Measurements, International Journal of Human-Computer Interaction. Vol. 36(17), pp. 1658-1682. DOI:10.1080/10447318.2020.1778351

7. Dużmańska, N., Strojny, P., Strojny, A. (2018). Can Simulator Sickness Be Avoided? A Review on Temporal Aspects of Simulator Sickness. Front. Psychol. Vol. 9, 2132. DOI:10.3389/fpsyg.2018.02132

8. Bankhurst, A. Three Billion People Worldwide Now Play Video Games, New Report Shows (2020). – URL: https://www.ign.com/articles/three-billion-people-worldwide-now-play-video-games-new-reportshows (дата обращения 21.10.2022).

9. Drummond, A., Sauer, J.D., Ferguson, C.J., Cannon, P.R., Hall, L.C. (2021). Violent and non-violent virtual reality video games: Influences on affect, aggressive cognition, and aggressive behavior. Two preregistered experiments, Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 95, 104119. DOI:10.1016/j.jesp.2021.104119

10. Bailenson, J. (2018). Experience on demand: What virtual reality is, how it works, and what it can do. W.W. Norton & Company, 2018. – 304 p.


Рецензия

Для цитирования:


Корнилов Ю.В., Мукашева М.У., Сарсимбаева С.М. О рисках применения технологий виртуальной реальности в обучении. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(4):50-56.

For citation:


Kornilov I.V., Mukasheva M.U., Sarsimbaeva S.M. On the risks of using virtual reality technologies in education. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(4):50-56. (In Russ.)

Просмотров: 931


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)