Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Методологические аспекты преподавания философии и естественно-научной картины мира

Аннотация

Среди современных проблем преподавания философии необходимо выделить, прежде всего, следующие. Универсальный синтез различных сфер знания в постнеклассической философии является наиболее глубоким и широким по сравнению с синтезами, когда-либо имевшими место в прошлом. Выявление онтологических и эпистемологических критериев современного знания необходимо в связи с широким распространением избыточной информации. Исследование культурных универсалий для обеспечения их коррелирования с образовательными целями и задачами. Все эти вопросы тесно связаны с проблемами воспитания бакалавра, магистра и аспиранта. Развитие этих аспектов способны сделать индивидуального человека гармоничным, а человечество направить на путь устойчивого развития. Происходящее философское переосмысление дальнейшего развития человечества затрагивает проблемы онтологии (существования, реализма, референции – анализа значений языковых выражений), феноменологии, философской антропологии. Наиболее яркими течениями этого переосмысления являются глобалистика, постмодернизм, экологическая философия, глобальный эволюционизм, теории самоорганизации, синергетика, основные холистические тенденции. В постнеклассической философии взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания дополняется переплетением с этим процессом ценностных ориентиров, моральных норм, идеалов. Это связано с формированием ответственности каждого отдельного индивида за судьбу человечества, за судьбу мира становится важнейшим аспектом современной философии. Ответственность современного человека является многогранной, многоярусной и предусматривает фундаментальное образование, специализацию, гражданскую позицию, способность к планетарному мышлению и многое другое. Возрастание интереса к философии во всем мире, потребность в ней всегда возникала во времена кризисов, рождения новых мировоззренческих парадигм, переходные периоды. Происходящее в современной философии можно охарактеризовать как переход от глубокого кризиса к новой парадигме или как смену парадигм. Этот процесс по самым различным оценкам завершится между 2025-2050 годами, и будет коррелировать с установлением популяционного равновесия человечества, стабилизацией основных планетарных систем: экономических, финансовых, технологических, культурных и т.п. Первая четверть XXI века станет критическим моментом всей человеческой истории, в котором будет решаться судьба человечества.

Об авторах

Н. Н. Кожевников
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

Якутск



В. С. Данилова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

Якутск



Список литературы

1. Кожевников, Н. Н. Основные понятия философии в контексте системы координат мира на основе предельных динамических равновесий детерминистического хаоса. – Якутск: Изд. дом СВФУ, 2020. – 160 с.

2. Стёпин, В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с.

3. Глобалистика: Энциклопедия. – М.: Радуга, 2003. – 1328 с.

4. Бердяев, Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995. – 383 с.

5. Наэсс, А. Платформа глубинной экологии / А. Наэсс, Дж. Сессинс // Гуманитарный экологический журнал. – Т. 2. – Вып. 1. – 2000. – С. 56.

6. Аршинов, В. И. Синергетика / Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. – Т. III. – С. 545-546.

7. Свасьян, К. Предисловие к книге Кузнецова В. Ю. Мир единства. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2010. – 207 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кожевников Н.Н., Данилова В.С. Методологические аспекты преподавания философии и естественно-научной картины мира. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(3):85-90.

For citation:


Kozhevnikov N.N., Danilova V.S. Methodological aspects of teaching philosophy and natural scientific picture of the world. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(3):85-90. (In Russ.)

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)