Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и учебной мотивации у младших подростков

Аннотация

В работе проведено эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и учебной мотивации у младших подростков на выборке сельских школьников: младших подростков, саха. В работе использовались следующие методики: методика «Шкала тревожности» Кондаша, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, анкета учебной мотивации Н. Г. Лускановой, в модификации Е. Н. Даниловой (вариант, рекомендованный для младших подростков). Данные эмпирического исследования были проанализированы с помощью программы IBM SPSS Statistics. Для анализа данных генеральной выборки был применен корреляционный анализ по критерию Пирсона. Для анализа данных подвыборок применялся критерий ранговой корреляции Спирмена. Для сравнения разных подвыборок (наличие – отсутствие различий) использовался статистический U-критерий Манна-Уитни. Установлено, что данная категория подростков особо чувствительна к ситуации успеха, нуждается в ней. Существует умеренная обратная взаимосвязь между уровнем учебной мотивации и уровнем фрустрации потребности в достижении успеха; это означает, что мотивация подростков в некоторых ситуациях может зависеть от наличия или отсутствия положительной обратной связи педагогов. Подростки чувствительны и нуждаются в ситуации успеха, внимании и поддержке учителей. Также выявлена связь между степенью школьной тревожности и страхом проверочных работ. Уровень учебной мотивации отличников имеет обратную взаимосвязь с уровнем школьной тревожности. В связи с этим можно предположить, что мотивация учебы у большинства отличников носит внешний характер и может исходить от окружения (родители, педагоги). Повышение тревожности на фоне уменьшения учебной мотивации можно объяснить чувством вины из-за неоправданных ожиданий – данное предположение подтверждается выявленной обратной связью между учебной мотивацией и страхом не соответствовать ожиданиям окружающих. В работе даны рекомендации педагогам и психологам по общению с подростками с целью коррекции тревожности и мотивации. Взаимосвязь учебной мотивации и тревожности в полной мере раскрывается в группе учащихся с высокой успеваемостью. В иных группах взаимосвязь не такая явная, а потому требуется дальнейшее изучение данной проблемы.

Об авторах

Н. М. Мельникова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

Якутск



Т. С. Монастырев
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

Якутск



Список литературы

1. Ахмадова, З. М. Связь интереса и мотивации в учебной деятельности студентов / З. М. Ахмадова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №2 (81). – С. 308-310.

2. Мошенникова, Д. В. Представления об учебной мотивации подростков в современной психологической науке / Д. В. Мошенникова // Вестник науки и образования. – 2021. – №11(114). – С. 100-102.

3. Ковалевская, А. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость подростков / А. В. Ковалевская // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – С. 1-6.

4. Клепач, Ю. В. Особенности мотивации учебной деятельности подростков / Ю. В. Клепач, Т. В. Рубцова // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. – №6 (28). – С. 63-72.

5. Ляшенко, М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы / М. В. Ляшенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2019. – Т. 11. – № 1. – С. 53-73.

6. Романова, Е. В. Особенности развития познавательной мотивации младших подростков / Е. В. Романова, Н. А. Пронина // Ped.Rev.. 2021. №1 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-motivatsii-mladshih-podrostkov (дата обращения: 22.09.2022).

7. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Москва; Воронеж, 2000.

8. Парфенова, Т. А. Влияние уровня проявления тревожности младших подростков на успешность в учебной деятельности / Т. А. Парфенова // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 3 (7). – С. 117-120.

9. Гаранина, Ж. Г. Психологические особенности школьной тревожности подростков / Ж. Г. Гаранина, Н. С. Русяйкина // Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»: [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-shkolnoytrevozhnosti-podrostkov/viewer. – 2020. – С. 1-5.

10. Жердева, Л. А. Влияние тревожности на успеваемость школьников / Л. А. Жердева // Психологические науки. – 2021. – С. 97-99.

11. Репкина, Т. В. Тревожность как фактор нарушения психосоматического здоровья школьников / Т. В. Репкина, А. Ю. Бендрикова, Ю. Ю. Кочетова, М. Старчикова, Н. С. Тимченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – №2(192). – С. 421–427.

12. Штукина, В. А. Состояния тревожности в системе отношений ученик–учитель среднего звена общеобразовательной школы / В. А. Штукина // Научно-исследовательские публикации (JSRP). – 2017. – № 2 (40). – С. 89-95.

13. Парфенова, Т. А. Влияние уровня проявления тревожности младших подростков на успешность в учебной деятельности / Т. А. Парфенова // Гуманитарные исследования. – 2015. – №3 (7). – С. 117-120.

14. Левин, О. С. Тревога и коморбидные состояния / О. С. Левин, Е. А. Ляшенко // Нервные болезни. – 2016. – №1. – С. 28-34.

15. Анкета учебной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой): [Электронный ресурс]. – URL: https://rykovodstvo.ru/instr/121585/index.html

16. Семенова Н. Б., Укрепление психического здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия): методические рекомендации / Н. Б. Семенова, Т. П. Раменская, А. Е. Купреева. – Красноярск, 2013.


Рецензия

Для цитирования:


Мельникова Н.М., Монастырев Т.С. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и учебной мотивации у младших подростков. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(3):56-69.

For citation:


Melnikova N.M., Monastyrev T.S. An empirical study of the relationship between anxiety and learning motivation in younger adolescents. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(3):56-69. (In Russ.)

Просмотров: 233


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)