Развитие «мягких навыков» у будущих врачей при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Аннотация
Статья посвящена важности развития надпрофессиональных компетенций, «мягких навыков» («soft skills») у будущих врачей: представлены теоретические основания по проблеме исследования; значимыми «мягкими навыками» у студентов-медиков определены «softskills» социально-гуманитарной направленности: коммуникация, эмпатия, ценностное отношение к будущей профессии; приведены результаты проведенной научно-исследовательской работы студентов V курса в рамках изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»; исследование по изучению развития «soft skills» среди молодых врачей и студентов выпускных курсов отделения «Лечебное дело» Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова; изучена степень сформированности исходного уровня «мягких навыков» у студентов старших курсов; показано, что у значительной части респондентов (85 %) достаточно развиты коммуникативные навыки: они вежливы и внимательны к пациентам, однако высокий уровень развития «мягких навыков» наблюдается лишь у 47 % старшекурсников. По результатам анкетирования признан положительным альтернативный опыт очного общения с пациентами в условиях пандемии в виде прохождения студентами практики в колл-центрах медицинских организаций. В заключении делаются выводы о необходимости усиления научно-исследовательской работы обучающихся в студенческих научных кружках Медицинского института, кураторской работы и наставничества. Результаты исследования могут быть полезны для медицинских работников, преподавателей, методистов и руководителей вузов.
Об авторах
М. Н. ПетроваРоссия
Якутск
И. С. Алексеева
Россия
Якутск
Д. С. Еремеева
Россия
Якутск
О. А. Степанова
Россия
Якутск
В. А. Ананьева
Россия
Якутск
Список литературы
1. Адамс, К. А. Тестирование на компетентность, а не на «интеллект» / К. А. Адамс, Д. С. Мак-Клиланд // Американский психолог. – 2018. – №28. – С. 1-14. – [Электронный ресурс]. – http://www.orientamento.it/indice/a-summary-of-mcclelland-d-c-1973-testing-for-competence-rather-than-forintelligence-american-psychologist-28-1-14/ (дата обращения 10.09.2022).
2. Роблес, М. Восприятие руководителями 10 лучших навыков межличностного общения, необходимых на современном рабочем месте / М. Роблес // Деловое общение. – 2012. – № 75 (4). – С. 453-465. [Электронный ресурс]. –https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1080569912460400 (дата обращения 10.09.2022).
3. Абишева, А. Е. Мягкие навыки студентов бакалавриата: анализ источников трудоустройства по полу / А. Е. Абишева, Э. М. Ералина // Обзор экономики Центральной Азии. – 2022. – №1 (142). – С. 60-72.
4. Комаров, С. Г. Развитие мягких навыков у медицинского персонала поликлиники. 18 очень простых приемов, которые позволят стать гораздо ближе к нашим пациентам: учебно-методическое пособие / С. Г. Комаров. – Санкт-Петербург: ИПК «Береста», 2020. – 14 с.
5. Локтаева, Н. Н. Понятие «мягкие навыки» как педагогическая категория: сущность и содержание / Н. Н. Локтаева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2019. – № 4. – С. 29-35.
6. Ивашкова, А. А. К вопросу об изучении формирования softskills в зарубежных исследованиях / А. А. Ивашкова // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2021. – №4. – С. 13-17.
7. Сенченко Г. В. Какие навыки нужны студенту медицинского вуза для эффективного обучения? / Г. В. Сенченко, А. Ю. Сенченко // Сборник статей Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием (Красноярск, 3-4 февраля 2021 г.). – Красноярск: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого. – С. 438-441.
8. Заславская, О. В. Формирование «мягких навыков» в образовательном процессе вуза как фактор развития конкурентоспособности молодого специалиста / О. В. Заславская, А. С. Малафий // Перспективы науки и образования. – 2021. – №3 (51). – С. 115-126.
9. Финакова, Е. С. Технология проектной деятельности как инструмент формирования мягких навыков студентов / Е. С. Финакова // Современные образовательные технологии: новые вызовы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2021. – С. 64-69.
10. Паули, Ю. С. Роль речеведческих дисциплин в формировании «мягких навыков» студента / Ю. С. Паули // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: коллективная монография. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. – С. 39-48.
11. Кунгурова, И. М. Мягкие навыки: новые задачи для молодежи / И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова, Д. Н. Фадич // V Рождественские чтения: межвузовский сборник научно-методических статей. – Тюмень: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, 2018. – С. 102-107.
12. Елизарова, М. К. Использование метода групповой работы для развития потенциала коммуникативных компетенций будущих медицинских работников / М. К. Елизарова // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – №3. – С. 32-36.
13. Пестряева, Л. Ш. Перспективность формирования «мягких навыков» в современном образовании / Л. Ш. Пестряева, Д. В. Григорьев // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Чувашский государственный аграрный университет, 2022. – С. 300-303.
14. Методика оценки «softskills» (МА) адаптация Жуковского И.В. [Электронный ресурс]. – https://onlinetestpad.com/ru/testview/788186-metodika-ocenki-soft-skills-ma-adaptaciya-iv-zhukovskogo (дата обращения 12.09.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Петрова М.Н., Алексеева И.С., Еремеева Д.С., Степанова О.А., Ананьева В.А. Развитие «мягких навыков» у будущих врачей при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(3):30-38.
For citation:
Petrova M.N., Alekseeva I.S., Eremeeva D.S., Stepanova O.A., Ananyeva V.A. Development of «soft skills» in future doctors when studying the discipline «Public Health and Healthcare». Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(3):30-38. (In Russ.)