Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Развитие «мягких навыков» у будущих врачей при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

Аннотация

Статья посвящена важности развития надпрофессиональных компетенций, «мягких навыков» («soft skills») у будущих врачей: представлены теоретические основания по проблеме исследования; значимыми «мягкими навыками» у студентов-медиков определены «softskills» социально-гуманитарной направленности: коммуникация, эмпатия, ценностное отношение к будущей профессии; приведены результаты проведенной научно-исследовательской работы студентов V курса в рамках изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»; исследование по изучению развития «soft skills» среди молодых врачей и студентов выпускных курсов отделения «Лечебное дело» Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова; изучена степень сформированности исходного уровня «мягких навыков» у студентов старших курсов; показано, что у значительной части респондентов (85 %) достаточно развиты коммуникативные навыки: они вежливы и внимательны к пациентам, однако высокий уровень развития «мягких навыков» наблюдается лишь у 47 % старшекурсников. По результатам анкетирования признан положительным альтернативный опыт очного общения с пациентами в условиях пандемии в виде прохождения студентами практики в колл-центрах медицинских организаций. В заключении делаются выводы о необходимости усиления научно-исследовательской работы обучающихся в студенческих научных кружках Медицинского института, кураторской работы и наставничества. Результаты исследования могут быть полезны для медицинских работников, преподавателей, методистов и руководителей вузов.

Об авторах

М. Н. Петрова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

Якутск



И. С. Алексеева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

Якутск



Д. С. Еремеева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

Якутск



О. А. Степанова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

Якутск



В. А. Ананьева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

Якутск



Список литературы

1. Адамс, К. А. Тестирование на компетентность, а не на «интеллект» / К. А. Адамс, Д. С. Мак-Клиланд // Американский психолог. – 2018. – №28. – С. 1-14. – [Электронный ресурс]. – http://www.orientamento.it/indice/a-summary-of-mcclelland-d-c-1973-testing-for-competence-rather-than-forintelligence-american-psychologist-28-1-14/ (дата обращения 10.09.2022).

2. Роблес, М. Восприятие руководителями 10 лучших навыков межличностного общения, необходимых на современном рабочем месте / М. Роблес // Деловое общение. – 2012. – № 75 (4). – С. 453-465. [Электронный ресурс]. –https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1080569912460400 (дата обращения 10.09.2022).

3. Абишева, А. Е. Мягкие навыки студентов бакалавриата: анализ источников трудоустройства по полу / А. Е. Абишева, Э. М. Ералина // Обзор экономики Центральной Азии. – 2022. – №1 (142). – С. 60-72.

4. Комаров, С. Г. Развитие мягких навыков у медицинского персонала поликлиники. 18 очень простых приемов, которые позволят стать гораздо ближе к нашим пациентам: учебно-методическое пособие / С. Г. Комаров. – Санкт-Петербург: ИПК «Береста», 2020. – 14 с.

5. Локтаева, Н. Н. Понятие «мягкие навыки» как педагогическая категория: сущность и содержание / Н. Н. Локтаева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2019. – № 4. – С. 29-35.

6. Ивашкова, А. А. К вопросу об изучении формирования softskills в зарубежных исследованиях / А. А. Ивашкова // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2021. – №4. – С. 13-17.

7. Сенченко Г. В. Какие навыки нужны студенту медицинского вуза для эффективного обучения? / Г. В. Сенченко, А. Ю. Сенченко // Сборник статей Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием (Красноярск, 3-4 февраля 2021 г.). – Красноярск: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого. – С. 438-441.

8. Заславская, О. В. Формирование «мягких навыков» в образовательном процессе вуза как фактор развития конкурентоспособности молодого специалиста / О. В. Заславская, А. С. Малафий // Перспективы науки и образования. – 2021. – №3 (51). – С. 115-126.

9. Финакова, Е. С. Технология проектной деятельности как инструмент формирования мягких навыков студентов / Е. С. Финакова // Современные образовательные технологии: новые вызовы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2021. – С. 64-69.

10. Паули, Ю. С. Роль речеведческих дисциплин в формировании «мягких навыков» студента / Ю. С. Паули // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: коллективная монография. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. – С. 39-48.

11. Кунгурова, И. М. Мягкие навыки: новые задачи для молодежи / И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова, Д. Н. Фадич // V Рождественские чтения: межвузовский сборник научно-методических статей. – Тюмень: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, 2018. – С. 102-107.

12. Елизарова, М. К. Использование метода групповой работы для развития потенциала коммуникативных компетенций будущих медицинских работников / М. К. Елизарова // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – №3. – С. 32-36.

13. Пестряева, Л. Ш. Перспективность формирования «мягких навыков» в современном образовании / Л. Ш. Пестряева, Д. В. Григорьев // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Чувашский государственный аграрный университет, 2022. – С. 300-303.

14. Методика оценки «softskills» (МА) адаптация Жуковского И.В. [Электронный ресурс]. – https://onlinetestpad.com/ru/testview/788186-metodika-ocenki-soft-skills-ma-adaptaciya-iv-zhukovskogo (дата обращения 12.09.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Петрова М.Н., Алексеева И.С., Еремеева Д.С., Степанова О.А., Ананьева В.А. Развитие «мягких навыков» у будущих врачей при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(3):30-38.

For citation:


Petrova M.N., Alekseeva I.S., Eremeeva D.S., Stepanova O.A., Ananyeva V.A. Development of «soft skills» in future doctors when studying the discipline «Public Health and Healthcare». Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(3):30-38. (In Russ.)

Просмотров: 177


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)