Нейропедагогика как направление трансформации педагогической науки на основе методов нейротехнологий
Аннотация
Развитие педагогической науки на основе междисциплинарных связей является востребованным в связи с обогащением педагогики новыми методами, формами и технологиями. Одним из таких направлений является нейронаука. Нейронаука – это научное направление, которое занимается изучением химических, биологических и анатомических особенностей, влияющих на деятельность мозга и нервной системы. Интерес образования к нейротехнологиям связан с возможностью индивидуализации образовательного процесса и персонификацией образовательных технологий. С одной стороны, на основе обширного опыта изучения мозга они помогают фиксировать текущее состояние обучаемого (эмоциональное и физиологическое) фактически без воздействия на него. С другой стороны, позволяют развивать познавательные функции. В статье представлен анализ истории нейронауки, ее основных вех и достижений, которые направлены на развитие нейропедагогики как одного из современных междисциплинарных направлений развития педагогического образования. Она основана на взаимодействии педагогики, психологии и нейронауки для изучения педагогических процессов с точки зрения реакции головного мозга. Во всем мире активно развивается данное направление, рассмотрены основные методы нейронауки (ЭЭГ, МРТ, МЭГ, ТД и др.), одним из которых является ЭЭГ (электроэнцефалограмма), позволяющая регистрировать биоэлектрическую активность головного мозга и интерпретировать ее по состоянию человека (медитация, концентрация и др.). Развитие данного направления может помочь современным педагогам в индивидуализации образовательного процесса, психологической работе с детьми, мотивации обучаемых.
Об авторах
М. А. СорочинскийРоссия
Ф. И. Корякин
Россия
Список литературы
1. Digital Education as a New Vector of Development of Education in the Northern Regions / T. V. Tretyakova, E. A. Barakhsanova, M. S. Prokopyev [et al.] // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives : Proceedings of the Conference «Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives», St. Petersburg, 25–27 марта 2020 года. – St. Petersburg: Springer Nature, 2020. – P. 864-870. – DOI 10.1007/978-3-030-47415-7_93.
2. Подлиняев, О. Л. Основы нейропедагогики / О. Л. Подлиняев, К. А. Морнов // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – Т. 1. – С. 186-191. – EDN VHOSSV.
3. Нейронаука // CMI Brain Research [сайт]. – URL: https://cmi.to/нейронаука/ (Дата обращения 10.05.2022).
4. Neuroscience // Oxford Learner’s Dictionaries [сайт]. – URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/neuroscience?q=neuroscience (Дата обращения 05.05.2022).
5. Гончарова, А. О. Управление техническими объектами с использованием нейроинтерфеса / А. О. Гончарова // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, Белгород, 01–20 мая 2017 года. – Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2017. – С. 4316-4311. – EDN URURXW.
6. Нейронауки об образовании // Институт образования ВШЭ [сайт]. – URL: https://ioe.hse.ru/news/594290981.html (Дата обращения 16.03.2022).
7. Dong, W., Ying, Q., Yang, Y., Tang, S., Zhan, Z., Liu, B., & Meng, L. (2019). Using Eye Tracking to Explore the Impacts of Geography Courses on Map-based Spatial Ability. Sustainability, 11(1), 76. https://doi.org/10.3390/su11010076.
8. Куликова, О. В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества обучения иноязычному профессиональному общению / О. В. Куликова // Вестник МГЛУ. – 2014. – № 14 (700). – С. 107-114.
9. Meltzof A., Kuhl P., Movellan J., Sejnowski T. – ‘’Foundations for a New Science of Learning’’ – Science – 325(5938), 2009.
10. Вербицкая, Н. О. Цифровая трансформация непрерывного образования: новый виток развития нейропедагогики / Н. О. Вербицкая // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. – Т. 11. – № 3. – С. 6-20. – DOI 10.14529/ped190301. – EDN SCSVUH.
11. Лившиц, В. На пути к нейропедагогике. Educational neuroscience / В. Лившиц // Проза.ру [сайт]. – URL: https://proza.ru/2012/10/11/897 (Дата обращения 16.05.2022).
12. Сорочинский, М. А. Нейропедагогика как направление развития современного образования / М. А. Сорочинский, В. С. Адамов // Современное образование: традиции и инновации. – 2022. – № 2. – С. 37-39.
13. Нейронаука в обучении // Сберуниверситет [сайт]. – URL: https://sberuniversity.ru/edutechclub/glossary/921/ (Дата обращения 10.03.2022).
14. Колесникова, К. Нейроинтерфейс поможет школьникам лучше учиться / К. Колесникова // Российская газета RG.RU [сайт]. – URL: https://rg.ru/2021/03/07/nejrointerfejs-pomozhet-shkolnikamluchshe-uchitsia.html (Дата обращения 09.04.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Сорочинский М.А., Корякин Ф.И. Нейропедагогика как направление трансформации педагогической науки на основе методов нейротехнологий. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(2):33-39.
For citation:
Sorochinsky M.A., Koryakin F.I. Neuropedagogy as a direction of transformation of pedagogical science based on methods of neurotechnologies. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(2):33-39. (In Russ.)