Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Нейропедагогика как направление трансформации педагогической науки на основе методов нейротехнологий

Аннотация

Развитие педагогической науки на основе междисциплинарных связей является востребованным в связи с обогащением педагогики новыми методами, формами и технологиями. Одним из таких направлений является нейронаука. Нейронаука – это научное направление, которое занимается изучением химических, биологических и анатомических особенностей, влияющих на деятельность мозга и нервной системы. Интерес образования к нейротехнологиям связан с возможностью индивидуализации образовательного процесса и персонификацией образовательных технологий. С одной стороны, на основе обширного опыта изучения мозга они помогают фиксировать текущее состояние обучаемого (эмоциональное и физиологическое) фактически без воздействия на него. С другой стороны, позволяют развивать познавательные функции. В статье представлен анализ истории нейронауки, ее основных вех и достижений, которые направлены на развитие нейропедагогики как одного из современных междисциплинарных направлений развития педагогического образования. Она основана на взаимодействии педагогики, психологии и нейронауки для изучения педагогических процессов с точки зрения реакции головного мозга. Во всем мире активно развивается данное направление, рассмотрены основные методы нейронауки (ЭЭГ, МРТ, МЭГ, ТД и др.), одним из которых является ЭЭГ (электроэнцефалограмма), позволяющая регистрировать биоэлектрическую активность головного мозга и интерпретировать ее по состоянию человека (медитация, концентрация и др.). Развитие данного направления может помочь современным педагогам в индивидуализации образовательного процесса, психологической работе с детьми, мотивации обучаемых.

Об авторах

М. А. Сорочинский
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Россия


Ф. И. Корякин
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Digital Education as a New Vector of Development of Education in the Northern Regions / T. V. Tretyakova, E. A. Barakhsanova, M. S. Prokopyev [et al.] // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives : Proceedings of the Conference «Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives», St. Petersburg, 25–27 марта 2020 года. – St. Petersburg: Springer Nature, 2020. – P. 864-870. – DOI 10.1007/978-3-030-47415-7_93.

2. Подлиняев, О. Л. Основы нейропедагогики / О. Л. Подлиняев, К. А. Морнов // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – Т. 1. – С. 186-191. – EDN VHOSSV.

3. Нейронаука // CMI Brain Research [сайт]. – URL: https://cmi.to/нейронаука/ (Дата обращения 10.05.2022).

4. Neuroscience // Oxford Learner’s Dictionaries [сайт]. – URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/neuroscience?q=neuroscience (Дата обращения 05.05.2022).

5. Гончарова, А. О. Управление техническими объектами с использованием нейроинтерфеса / А. О. Гончарова // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, Белгород, 01–20 мая 2017 года. – Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2017. – С. 4316-4311. – EDN URURXW.

6. Нейронауки об образовании // Институт образования ВШЭ [сайт]. – URL: https://ioe.hse.ru/news/594290981.html (Дата обращения 16.03.2022).

7. Dong, W., Ying, Q., Yang, Y., Tang, S., Zhan, Z., Liu, B., & Meng, L. (2019). Using Eye Tracking to Explore the Impacts of Geography Courses on Map-based Spatial Ability. Sustainability, 11(1), 76. https://doi.org/10.3390/su11010076.

8. Куликова, О. В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества обучения иноязычному профессиональному общению / О. В. Куликова // Вестник МГЛУ. – 2014. – № 14 (700). – С. 107-114.

9. Meltzof A., Kuhl P., Movellan J., Sejnowski T. – ‘’Foundations for a New Science of Learning’’ – Science – 325(5938), 2009.

10. Вербицкая, Н. О. Цифровая трансформация непрерывного образования: новый виток развития нейропедагогики / Н. О. Вербицкая // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. – Т. 11. – № 3. – С. 6-20. – DOI 10.14529/ped190301. – EDN SCSVUH.

11. Лившиц, В. На пути к нейропедагогике. Educational neuroscience / В. Лившиц // Проза.ру [сайт]. – URL: https://proza.ru/2012/10/11/897 (Дата обращения 16.05.2022).

12. Сорочинский, М. А. Нейропедагогика как направление развития современного образования / М. А. Сорочинский, В. С. Адамов // Современное образование: традиции и инновации. – 2022. – № 2. – С. 37-39.

13. Нейронаука в обучении // Сберуниверситет [сайт]. – URL: https://sberuniversity.ru/edutechclub/glossary/921/ (Дата обращения 10.03.2022).

14. Колесникова, К. Нейроинтерфейс поможет школьникам лучше учиться / К. Колесникова // Российская газета RG.RU [сайт]. – URL: https://rg.ru/2021/03/07/nejrointerfejs-pomozhet-shkolnikamluchshe-uchitsia.html (Дата обращения 09.04.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Сорочинский М.А., Корякин Ф.И. Нейропедагогика как направление трансформации педагогической науки на основе методов нейротехнологий. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(2):33-39.

For citation:


Sorochinsky M.A., Koryakin F.I. Neuropedagogy as a direction of transformation of pedagogical science based on methods of neurotechnologies. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(2):33-39. (In Russ.)

Просмотров: 474


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)