Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Эволюция круга как философская и педагогическая проблема

Аннотация

В статье рассматривается проблема эволюции знака, созданного на основе видения человеком круга (солнца, луны как природных явлений, дающих человеку свет, тепло). Круг в сознании человека сформировало психообраз, похожий на катящийся круг, прообраз колеса. Круг человек перенес в разные интерпретации (круг, полукруг, кругообразность, дугообразность) изображения букв, которые функционировали в древности и функционируют в настоящее время (о, с, а, д, в, б, з, р, я, ь, ъ, …). Этот результат процесса человеческого лингвографического мышления является одной из основ разгадки кода слова, этимологии (археологии) слова, имеющего глубокую историю. Этот код создан на основе единой культуры и единого языка человечества в древности, которые в процессе эволюционного и революционного развития дифференцировались в разные родственные и неродственные языки и культуры. При этом сохранялся основной лингвокультурный стержень в качестве общечеловеческих языковых и культурных ценностей на фоне национально-специфических. Аналогичная эволюция произошла и с письменностью. Алфавиты, основанные на кириллице или латинице, имеют много общего, характеризуются специфичностью, отражающей на письме особенности звукового строя и грамматики каждого языка в отдельности. Движение круга (солнца и луны) стало одной из основ «движения» мысли, интерлингвальной и физической деятельности индивида, в отдельности, и человечества, в целом. В работе осуществлен анализ значений слов круг, солнце, луна, согласно содержанию словарных статей, в Большом толковом словаре русского языка. Их сравнение приводит к умозаключению о том, что все значения этих слов, как прямые, так и переносные, имеют отношение к понятию круг, кругообразность, дугообразность. Эволюция знака круга (солнца, луны, колеса, буквы) была долгой, плодотворной, работающей на совершенствование деятельности человека, для формирования у него интеллектуальных и каждодневных жизненных знаний, умений и навыков.

Об авторе

М. Д. Джусупов
Узбекский государственный университет мировых языков
Россия


Список литературы

1. Сулейменов, О.О. Аз и Я. Книга благонамеренного читателя / О. О. Сулейменов. - Алматы : Жазушы, 1975. - 304 с.

2. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 2 / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - 4-е изд., стер. - Москва : Астрель: АСТ, 2007. - 672 с.

3. Иванов, В. В. От буквы и слова к иероглифу. Системы письма в пространстве времени / В.В. Иванов. - 2-е изд. - Москва : Дом ЯСК, 2016. - 272 с.

4. Сулейменов, О.О. Код слова. Введение в Универсальный этимологический словарь «1001 слово» / О. О. Сулейменов. - Алматы : ИД «Библиотека Олжаса», 2014. - 146 с.

5. Бурлак, С. А. Происхождение письма: факты, исследования, гипотезы С.А. Бурлак. - Москва : Астрель, 2011. - 336 с.

6. Истрин, В. А. Возникновение и развитие письма / В.А. Истрин. - Москва : Наука, 1965.

7. Джусупов, М. «Язык письма» или «Письмо - язык в графике» (одинаковое в разном и разное в одинаковом) / М. Джусупов // Вестник Российского университета дружбы народов - Серия: Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2018. - Т. 15. - № 3. - C. 422-444.

8. Преображенский, С. Ю. О «Воображаемой филологии» / С. Ю. Преображенский, О. О. Сулейменова // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2018. - Т. 15. - № 3. - С. 406-409.

9. Сулейменов, О. О. Код слова / О. О. Сулейменов, У. М. Бахтикереева, М. Джусупов // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2018. - Т. 15. - № 1. - С. 128-165.

10. Большой толковый словарь русского языка. - Санкт-Петербург: Норинт, 2002. - 1536 с.

11. Джусупов, М. Макс Фасмер, Олжас Сулейменов: в поисках этимона / М. Джусупов // Филологические науки. - НДВШ. - № 4. - 2020. - С. 36-47.

12. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры / В. Гумбольдт. - Москва, 1985. - 448 с.

13. Джусупов, Н. М. Теория выдвижения в лингвистических исследованиях: истоки, тенденции, вопросы интерпретации / Н. М. Джусупов // Вестник РУДН. - Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2016. - № 2. - C. 41-50.

14. Шаховский, В. И. Экология языка и человека в меняющемся социуме / В. И. Шаховский // Неофилология: научно-теоретический журнал. - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - 2020. - Т.6. - №22. - С. 217-225.


Рецензия

Для цитирования:


Джусупов М.Д. Эволюция круга как философская и педагогическая проблема. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(1):19-27.

For citation:


Dzhusupov M.D. Evolution of the circle as a philosophical and pedagogical problem. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(1):19-27. (In Russ.)

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)