Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Дополнительные миссии университета

Аннотация

Кроме двух основных миссий университета, образовательной и научной, в настоящее время много пишут о третьей миссии университета, под которой разные авторы понимают экономическую, инновационную, культурную деятельность, наставничество, непрерывное гуманитарное образование и т. п. Рассматривается функционирование университета и вуза как стейкхолдер-компании, как центра инновационной, технологической и социальной трансформации регионов Российской Федерации, как драйвера экономического роста. Выделяются культуро-созидающая функция университета в пространстве региональной культуры и сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов и многопользовательского управления для регионального развития. Разрабатывается методология и различные виды оценок для третьей миссии университетов. Целесообразно развести различные третьи миссии университета по отдельным блокам. Прежде всего, это экономический блок, важность которого обусловлена тем, что многим вузам в современных условиях приходится зарабатывать либо создавать эндаументы и опираться на них. Другим важным блоком является инновационный, предполагающий создание технопарков. Имеются примеры эффективной работы таких парков. Третий блок - культурно-просветительный. В настоящее время много внимания уделяется непрерывному гуманитарному образованию, прежде всего, бесплатному, в которое вовлечены миллионы людей по всему миру. В современных условиях для развития универсальной третьей миссии целесообразно опереться на взаимосвязь между тремя общенаучными картинами мира. При этом особое значение имеет изменение представлений об онтологии, эпистемологии и методологии в классической, неклассической и постнеклассической науке и философии. С другой стороны, бурное развитие герменевтики, феноменологии, семиотики, начавшееся в гуманитарной сфере, охватывает все новые сферы научных дисциплин приобретая универсальный характер. Это соответствует основным задачам, стоящим перед современным человечеством. Именно совокупность естественнонаучных и гуманитарных методологических подходов в контексте философии, поскольку она ориентирована на предельные основания науки и культуры, может наиболее эффективно способствовать их решению.

Об авторе

В. С. Данилова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Евтушенко, Е. А. Поэт в России - больше, чем поэт / Е. А. Евтушенко. - Москва : Советская Россия, 1973 - 335 с.

2. Ортега-и-Гассет, Х. Миссия университета / Х. Ортега-и- Гассет ; [перевод с испанского]. - Минск : Издательство БГУ, 2005. - 144 с.

3. Хабермас, Ю. Идея университета : процессы обучения / Ю. Хабермас // Alma mater (Вестник высшей школы). - 1994. - № 4. - С. 9-18.

4. Тамбовцев, В. Л. Стейкхолдерская теория фирмы в свете концепции режимов собственности / В. Л. Тамбовцев // Российский журнал менеджмента. - 2008. - Том 6. - № 3. - С. 3-26.

5. Рахманова, М. С. Принципы функционирования вуза как стейкхолдер-компании / М. С. Рахманова // Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР : материалы конференции. - Владивосток, 2010. - С. 141-145.

6. Коротова, О. Г. Культуросозидающая функция университета в пространстве региональной культуры / О. Г. Коротова // Регионология. - 2013. - №2. - С. 132-140.

7. Мархл, М. Методология оценки третьей миссии университетов / М. Мархл, А. Паусист // Непрерывное образование : XXI век. - Вып. 1. - 2013. - C. 89-101.

8. Юрьев, В. М. Сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов / В. М. Юрьев, И. В. Налетова // Вестник ТГУ. - 2014. - № 3. - С. 7-15.

9. Медушевский, Н. А. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе / Н. А. Медушевский, О. В. Перфильева // Вестник РГГУ. Серия Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. - 2016. - № 3. - С. 19-31.

10. Бугаенко, О. Д. Третья миссия университетов и их роль в развитии регионов / О. Д. Бугаенко, Е. В. Кудряшова ; под общей редакцией Ю. В. Кудряшовой // Федеральный университет как центр инновационной, технологической и социальной трансформации регионов Российской Федерации : круглый стол (Белгород, 13-14 декабря 2017 г.). - Архангельск : САФУ, 2017. - С. 6-9.

11. Карпов, А. А. Современный университет как драйвер экономического. - С. 58-76.

12. Головко, Н.В. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития / Н. В. Головко, О. В. Зиневич, Е. А. Рузанкина // Сравнительная политика. - 2018. - № 1. - С. 5-17.

13. Акинфиева, Н. В. Формирование миссии в российских вузах: возможности, ограничения, проблемы / Н. В. Акинфеева. - URL: http://www.sgu.ru/files/nodes/46640/Akinfieva.pdf (дата обращения 08.06.2020).

14. Эндаументы в мире. - URL: // http://education.southofrussia.ru

15. Дегтярев, Д. А. Эндаумент-фонды в образовательном фандрайзинге : мировой опыт и Россия / Д. А. Дегтярев, А. В. Стельмах. - URL: http://www.imemo.ru.

16. Кожевников, Н. Н. История и философия науки / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2020. - 460 с.

17. Кожевников, Н. Н. Философия и методология науки / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2021. - 288 с.


Рецензия

Для цитирования:


Данилова В.С. Дополнительные миссии университета. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(4):126-131.

For citation:


Danilova V.S. The University’s additional missions. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(4):126-131. (In Russ.)

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)