Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Изучение влияния практических работ по географии Якутии на формирование экологической грамотности учащихся

Аннотация

Содержание понятия экологической грамотности, сформулированное разными авторами, имеет значительные отличия как по сущности, так и по этапу его формирования. Опираясь на подходы Б. С. Гершунского к этапам результативности образования, мы придерживаемся мнения, что экологическая грамотность является начальным этапом формирования экологической культуры, процесс которого происходит в общении с географической средой. Цель исследования - выявление особенностей проведения учителями практических работ по региональной географии, направленных на формирование экологической грамотности. В исследовании приняли участие члены республиканской неформальной ассоциации учителей географии республики. Ответы респондентов свидетельствовали о несоответствующем положении региональной географии в системе образования. В виде отдельного курса преподают географию Якутии чуть больше четверти учителей - 26,9%, в виде темы в рамках курса «География России» - 76,5%. Несмотря на то, что 92,3% учителей уверены в том, что практические работы способствуют формированию экологической грамотности, на деле их проводят только 58,4% респондентов. Анкетируемые в целом невысоко оценили результаты своей деятельности: 70,1% отнесли уровень овладения учащимися экологической грамотностью лишь в средней степени, а пятая часть - ниже среднего. Следовательно, учителям географии следует уделить большее внимание проведению экологически ориентированных практических работ для повышения уровня экологической грамотности обучаемых.

Об авторах

О. М. Кривошапкина
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


А. М. Гоголева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. 11.12.2020 года). - URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 14.11.2021).

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального УМО по общему образованию. - URL : http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programmaosnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (дата обращения: 14.11.2021).

3. Гершунский, Б. С. Философия образования : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Б. С. Гершунский. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432 с.

4. Ермаков, Д. С. Компетентностная модель непрерывного образования для устойчивого развития / Д. С. Ермаков // Образование через всю жизнь : непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2012. - № 1. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnaya-model-nepreryvnogoobrazovaniya-dlya-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 11.11.2021).

5. Перминова, Л. М. Дидактическое обоснование формирования естественнонаучной грамотности / Л. М. Перминова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 4 (41). - URL : https://cyberleninka. ru/article/n/didakticheskoe-obosnovanie-formirovaniya-estestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 19.11.2021) (дата обращения 8.11.2021).

6. Ермоленко, В. А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности / В. А. Ермоленко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 166-176.

7. Coyle, K. Environmental literacy in America / K. Coyle. - Washington : National environmental education & training foundation. - 2005. - XVIII. - 132 р.

8. Николаев, П. Н. Методические особенности изучения курса «География Якутии» в условиях дифференцированного обучения / П. Н. Николаев // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Вып. 2. - Нижний Новгород : Издательство НГПУ, 2005. - 148 с.

9. География Якутии : учебник для 9 класса средней школы / И. И. Жирков, К. И. Жирков, Г. Н. Максимов, О. М. Кривошапкина. - Якутск : Бичик, 2013. - 304 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кривошапкина О.М., Гоголева А.М. Изучение влияния практических работ по географии Якутии на формирование экологической грамотности учащихся. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(4):61-68.

For citation:


Krivoshapkina O.M., Gogoleva A.M. Studying the impact of practical works on the geography of Yakutia on the formation of environmental literacy of students. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(4):61-68. (In Russ.)

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)