Международные программы, используемые для определения качества знаний в системе образования Республики Узбекистан
Аннотация
В статье рассматривается проблема внедрения в практику международных программ оценки знаний учащихся общеобразовательных учреждений Узбекистана. Проводится анализ международных программ, определяющих качество и уровень образования, которые широко используются в качестве критерия дальнейшего повышения качества образования в разных странах. Актуальность данной темы обусловлена растущим интересом образовательных учреждений Узбекистана к новой системе мониторинга оценки качества образования, основанной на выявлении и сопоставлении с международными оценочными программами. Цель нашего исследования - показать положительные стороны международной программы PISA - системы оценки грамотности и компетентности для улучшения образовательного процесса в школах Узбекистана. Глобальные социальные, экономические и идеологические изменения в жизни узбекского общества влекут за собой изменения и в сфере образования. В связи с этим 12 ноября 2018 г. между Государственной инспекцией по контролю качества образования при Кабинете министров Республики Узбекистан и Международной организацией сотрудничества и развития была достигнута договоренность об участии в международной программе оценки знаний и студентов. Одной из таких международных программ является программа PISA - система оценки грамотности и компетентности 15-летних учащихся, проводимая раз в 3 года Международной организацией экономического сотрудничества и развития. Термин PISA только недавно вошел в национальную систему образования Узбекистана. Исследование по внедрению данной программы проводилось поэтапно. Сначала в процессе выполнения тестовых заданий были проверены знания учащихся 4-х классов, материалы тестирования обобщались и анализировались, и на основе этого были выявлены факторы, оказывающие негативное влияние на успехи в обучении учащихся. После чего на базе Государственной инспекции по контролю качества образования при Кабинете министров Республики Узбекистан был создан Национальный центр по проведению международных исследований в области оценки качества образования. В ходе исследований программы PISA можно сравнить и сопоставить изменения, происходящие в системе образования государств-членов PISA, принять стратегические решения в области образования и, в свою очередь, найти практические ответы на вопросы о том, является ли уровень знаний, предоставляемых в школах Республики Узбекистан, достойной услугой для учащейся молодежи, чтобы найти свой путь во взрослой жизни.
Об авторах
А. В. Зацепин
РГПУ им. А.И. Герцена
Россия
Л. С. Козлова
Региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Наманганской области
Россия
Список литературы
1. Зацепина, Т. В. Использование элементов игры в процессе обучения / Т. В. Зацепина, А. В. Зацепин // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - № 4. - С. 337.
2. Козлова, Л. С. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по русскому языку / Л. С. Козлова // Материалы 23-й междисциплинарной конференции. - Ташкент, 2020.
3. PISATest // OECD. - URL: https://www.oecd.org/pisa/test/.
4. Зацепин, А. В. Оценка читательской грамотности учащихся на основе критериев PISA в системе народного образования Республики Узбекистан / А. В. Зацепин, Л. С. Козлова // Образование в поликультурном обществе: коллективная монография. - Санкт-Петербург : Издательство ГРПУ им. А. И. Герцена, 2021.
5. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности : материалы к обсуждению / Г. А. Цукерман // Центр оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Министерства просвещения РФ. - URL: http://www.centeroko.ru/public.htm// pisa_pub.
6. American Press Institute. (2014). How Americans get their news. -URL: http://www.americanpressinstitute. org/publications/reports/survey-research/how-americans-get-news/.
7. Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018 // Центр оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Министерства просвещения РФ. - URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html.
8. Ўқувчилар нингсаводхонлигини баҳолашбўйичахалқар отадқиқот дастуриҳақида. Қўлланма. - Тошкент : Таълим сифатини баҳолаш бўйича халқаро тадқиқотларни амалга ошириш Миллий маркази, 2019. - 68 б.
Для цитирования:
Зацепин А.В.,
Козлова Л.С.
Международные программы, используемые для определения качества знаний в системе образования Республики Узбекистан. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(4):46-52.
For citation:
Zatsepin A.V.,
Kozlova L.S.
International programs used to determine the quality of knowledge in the education system of the Republic of Uzbekistan. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(4):46-52.
(In Russ.)
Просмотров:
124