Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Трудные вопросы изучения морфемики в билингвальной школе

Аннотация

В настоящей статье предлагается система работы по изучению трудных аспектов корневых и служебных морфем русского языка с учетом их системности и функций. В парадигматическом плане рассматриваются семантические, синонимичные, антонимичные, омонимичные вариативные отношения. В практике билингвальной школы недостаточно учитываются принципы функциональности, системности, влияния родного языка обучающихся, учета семантики морфем, взаимосвязи морфемики с правописанием, с частями речи, грамматической функцией морфем и тесной связи со словообразованием. В статье рассматриваются трудные вопросы морфемного анализа существительных, местоимений, глаголов и глагольных форм. Вопросы функционирования служебных префиксальных морфем, отсутствующих в родном языке, представляют трудности в силу их абстрактности. Недостаточно учитываются словообразовательные и словоизменительные функции префиксов, которые влекут за собой в целом изменения в семантике и вносят лексические изменения. Обращается особое внимание на функции суффиксальных служебных морфем: словообразовательных, формообразующих, грамматических. Грамматические функции служебных суффиксальных морфем различных частей речи должны усваиваться обучающимися билингвами осознанно, особое внимание нужно обратить на закономерности их употребления в определении рода существительных, видов глаголов. В исследовании предпринята попытка восполнить пробелы, раскрыть основные трудности в обучении морфемике в билингвальной школе и углубить научные основы преподавания, обосновать подходы, приемы обучения корневым и служебным морфемам. В научно-методической статье освещаются проблемы лингвокультурологической функции морфемики и ее законы. При отборе учебного материала по разделу «Морфемика» основываемся на следующие принципы методики: функциональной направленности, системно-деятельностного подхода, учета влияния родного языка обучающихся, культурологической направленности, принцип учета влияния родного языка обучающихся, принципы моделирования языковых единиц и др.

Об авторах

Е. Н. Дмитриева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


М. Н. Лукина
Средняя общеобразовательная школа №29 ГО г. Якутск
Россия


Список литературы

1. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. - Москва : КомКнига, 2005. - 224 с. - Текст : непосредственный.

2. Арутюнова, Н. Д. Проблемы морфологии и словообразования: монография / Н. Д. Арутюнова. - Москва : Языки славянской культуры (ЯСК), 2007. - 286 с . - Текст : непосредственный.

3. Янко-Триницкая, Н. А. Словообразование в современном русском языке/ Н. А. Янко-Триницкая. - Москва : Индрик, 2001. - 504 с. - Текст : непосредственный.

4. Даниленко, В. П. Методы лингвистического анализа / В. П. Даниленко. - Москва : Флинта, 2016. - 280 с. - Текст : непосредственный.

5. Немченко, В. Н. О множественности словообразовательной структуры слова в современном русском языке / В. Н. Немченко // Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. науч. конф. - Москва, 2003. - С. 49-52. - Текст : непосредственный.

6. Немченко, В. Н. О морфемном составе современного русского языка / В. Н. Немченко // Грамматические категории и единицы: Синтагматический аспект. - Владимир, 2007. - С. 208-212. - Текст : непосредственный.

7. Львова, С. М. Русский язык. Трудные вопросы морфемики и словообразования. Пособие для учителей / С. М. Львова. - Москва : Просвещение, 2013. - 174 с. - Текст : непосредственный.

8. Никифорова, Е. П. Методика обучения письменной речи учащихся якутских школ / Е. П. Никифорова. - Москва : ИНПО, 2000. - 170 с. - Текст : непосредственный.

9. Никифорова, Е. П. Проблемы преподавания русского языка в поликультурной среде / Е. П. Никифорова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том 8. - № 4/1. - C. 146-153. - Текст : непосредственный.

10. Попова, М. К. Русский язык. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений с якутским языком обучения / М. К. Попова, Е. П. Никифорова, Э. Х. Кашкина; под науч. ред. А. П. Олесовой. - 2-е изд. - Якутск : Якутия, 2009. - 197 с. - Текст : непосредственный


Рецензия

Для цитирования:


Дмитриева Е.Н., Лукина М.Н. Трудные вопросы изучения морфемики в билингвальной школе. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(3):10-20.

For citation:


Dmitrieva E.N., Lukina M.N. Difficult aspects of studying morphemics in a bilingual school. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(3):10-20. (In Russ.)

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)