Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Образование детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни: правовое регулирование

Аннотация

Статья направлена на выявление проблем образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, и путей их решения с учётом действующих регулятивных механизмов отечественного и международного права. Ведущими методами исследования данной проблемы являются экспертная оценка и обобщение региональной практики, позволяющей комплексно рассмотреть эмпирические данные, обзор научной литературы и анализ нормативных документов в контексте регулятивного воздействия государства на развитие образования кочующих народов. В исследовании выявлены лакуны в понятийно-терминологическом аппарате кочевого образования, обоснованы нормативно-правовые условия для кочевого образования с опорой на действующее законодательство. Материалы статьи могут представлять практическую ценность для работников образования, общественности коренных малочисленных народов и исследователей вопросов образования кочующих народов.

Об авторе

Н. В. Ситникова
Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Sitnikova Natalia Vasilievna, Nikolaeva Alla Dmitrievna / Modern Nomads: Education on the Way. Journal of Critical Reviews. - 2020. - 7 (13): - P. 3156-3162. ISSN- 2394-5125.

2. Система общинного образования кочующих народов Севера: Концепция / Сост. В. А.Роббек и др.; М-во образования Респ. Саха (Якутия) : РАН СО Ин-т проблем малочисл. народов Севера. - Якутск. -2004. - 29 с. - Текст : непосредственный.

3. Fedorov G.M., Nikitina R.S. Historical background of the organization of education in nomadic schools of indigenous peoples of the North of the Russian Federation. Caderno Suplementar n. 3 (2020): Geplat: Caderno -Suplementar, N. 3, JUNHO, 2020 http://natal.uern.br/periodicos/index.php/RTEP/index[ISSN 2316-1493].

4. Винокурова, У. А. Арктическая циркумполярная цивилизация / У. А. Винокурова, Ю. В. Яковец. - Новосибирск : Наука. - 2016. - 320 с. - Текст : непосредственный.

5. Тойнби, А. Дж. Исследование истории: Возникновение, рост и распад цивилизаций. - Москва : АСТ МОСКВА. - 2009. - 670 с. - Текст : непосредственный.

6. Головнев, А. В. Кочевье, путешествие и нео-номадизм / А. В. Головнев // Уральский исторический вестник. - 2014. - № (45). - С. 121-126. https://elibrary.ru/item.asp?id=22516757. - Текст : непосредственный.

7. Kraetli Saverio. Education provision to nomadic pastoralists // A literature review. - 2001. - 84 p.

8. Винокурова, У. А. Indigenous Methodology в этнопедагогике // Этнопедагогика любви и национального спасения: коллективная монография / М-во образования и науки Респ. Саха (Якутия); под общ.ред. У. А. Винокуровой, д. социол. н. - Якутск : «Медиа-холдинг Якутия», 2017. - С. 13-26. - Текст : непосредственный.

9. Головин, А. Ф. Кочевая школа как социально-педагогическая основа формирования системы образования на Крайнем Севере: пути становления и проблемы развития / А. Ф. Головин // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - С.252-271. - Текст : непосредственный.

10. Жиркова, З. С. Влияние педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов на формирование личности учащихся / З. С. Жиркова // Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas. - 2015. Tom 7 № 6 (2) https:// www.researchgate.net/publication/306371283_Influence_of_pedagogical_potential_of_ethnocultural_traditions_of_nomadic_peoples_inshaping_personality_of_students. Текст : непосредственный.

11. Егоров, В. Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера / В. Н. Егоров, Н. Д. Неустроев. - Москва : Академия. - 224 с. - Текст : непосредственный.

12. Неустроев, Н. Д. Кочевая школа как мобильная форма школьной сети в условиях Севера / Н. Д. Неустроев, А. Н. Неустроева // Вестник СВФУ. - 2017. - № 3 (07). С. 7-13. - Текст : непосредственный.

13. Неустроев, Н. Д. Психолого-педагогическое сопровождение детей тьютором в условиях школ Севера: учебное пособие / Н.Д. Неустроев и др. - Якутск : Издательский дом СВФУ. - 2018. - 120 с. - Текст : непосредственный.

14. Никитина, Р. С. Воспитание детей эвенов в условиях этнокультурной среды / Р. С. Никитина. Монография. - Москва : ИИУ МГОУ. - 2015. - 154 с . - Текст : непосредственный.

15. Терехина, А. Н. «Учебная нарта» и керосинка или Tundraskills для кочевого воспитателя / А. Н. Терехина // Сибирские исторические исследования. - 2018. - № 4. - с. 42-65. DOI: 10.17223/2312461X/22/3. - Текст : непосредственный.

16. Содномпилова, М. М. Концепт «Родина» в мировоззрении монгольских народов / М. М. Содомпилова // Москва : Этнографическое обозрение. - 2007. - № 3. - С. 117-124. - Текст : непосредственный.

17. Сарангаева, Ж. Н. Эмблематическое проявление кочевого образа жизни в калмыцкой лингвакультуре / Ж. Н. Сарангаева // Вестник АГУ. - 2019. - Выпуск 1 (232). - Текст : непосредственный.

18. Федеральный закон от 30 октября 2017 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации». - Текст : непосредственный.

19. Ситникова, Н. В. Научно-педагогическое обоснование концептов общего образования в условиях кочевья (или кочевого образа жизни) / Н. В. Ситникова, Ф. В. Габышева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68 ( ч.4). - С.190-194. ISSN 2311-1305. - Текст : непосредственный.

20. Организация образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни: Методические рекомендации / Н. В. Ситникова и др. Письмо Минпросвещения России от 20.11 2020. № 03-1333. - Текст : непосредственный.

21. Конвенция о правах ребёнка [Электронный ресурс] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

22. Цели развития тысячелетия ООН [Электронный ресурс] https://www.un.org/development/desa/ru/millennium-development-goals.html

23. Подведение итогов в области глобального партнерства в целях развития. Доклад Целевой группы по оценке прогресса в достижении ЦРТ, 2015 год: резюме. - Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Ситникова Н.В. Образование детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни: правовое регулирование. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(2):41-45.

For citation:


Sitnikova N.V. Education of children leading a nomadic lifestyle with their parents: legal regulation. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(2):41-45. (In Russ.)

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)