Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Образование в условиях кочевья (научный обзор)

Аннотация

Образование в условиях кочевья во всем мире представляется наиболее сложным и приоритетным в процессе устойчивого развития Арктики. Предшествующий опыт показывает, что на протяжении многих десятилетий подрастающее поколение коренных народов России, получая базовое общее образование (в школах-интернатах), было вынуждено отрываться от «родительского очага», традиционного уклада своей семьи и близких родственников, от «живых» национальных традиций, сохраняющихся в естественных условиях кочевья. Это нанесло трудновосполнимый урон уникальной форме жизнедеятельности коренных малочисленных народов, деформировались духовно-нравственные, семейные ценности, традиции экологического, трудового и физического воспитания, передаваемые методами этнопедагогики. На рубеже XX и XXI вв. были открыты группы и кочевые школы с целью реализации кочевого образования детей в местах их традиционного проживания. Но достижение качества образования детей всегда было проблематичным ввиду объективных причин. В современных условиях вопросы образования, здравоохранения, культуры в комплексе получили новый импульс в связи с принятием Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Исходя из поставленных стратегических задач по развитию территорий обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России проблемы кочевого образования детей на данный период как никогда являются весьма актуальными. Меры, принимаемые по повышению качества кочевого образования, требуют разработки новых механизмов: обеспечение непрерывности образования в условиях кочевого образа жизни, современное ресурсное сопровождение; вовлечение в образовательный процесс всех заинтересованных сторон, внедрение инновационных технологий в учебный процесс и др. Данные вопросы обсуждались на проведенных межрегиональных совещаниях (круглые столы, март-апрель 2021 г.) на онлайн-платформе филиала ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» в г. Якутске, цель и задачи которых состояли в актуализации проблем кочевого образования: существующего опыта, затруднений и перспектив развития регионов по организации образования детей малочисленных коренных народов; в определении ожидаемых результатов кочевого образования. Статья представляет собой смешанный тип - обзор-сообщение, составлена на основе обзора выступлений участников указанных мероприятий с использованием методов интервью, видеозаписи, анализа, систематизации, структурирования, обобщения. Поскольку опыт и проблемы кочевого образования, исходящие непосредственно «из уст» самих организаторов, в публикациях отражаются нечасто, материалы статьи-сообщения могут быть интересны и иметь научно-практическую ценность для ученых, занимающихся указанной проблемой, а также для руководителей системы образования, общественных организаций коренных малочисленных народов России.

Об авторе

А. Д. Николаева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Закон Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2010 года 877-З N 681-IV «О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания». - Текст непосредственный.

2. Новицкая, В. А. Модель кочевого дошкольного образования на Ямале: первые итоги и новые стратегии / В. А. Новицкая // Ученые записки Забайкальского гос. ун. - Чита : ЗГУ. - 2018. Т. 13. № 3. - С. 13-23. в Республике Саха (Якутия)». - Текст непосредственный.

3. Максимова, Л. И. Механизмы реализации образовательного процесса в кочевой дошкольной группе / Л. И. Максимова, Л. А. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019, №65-2. - С. 187-190. - Текст непосредственный.

4. Осипова, О. В. Кочевое дошкольное образование в масштабах страны // инф.-метод. газета Вести образования. - ЯНАО, с. Яр-Сале: 2017. - №5. - С. 4-8. - Текст непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Николаева А.Д. Образование в условиях кочевья (научный обзор). Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(2):5-13.

For citation:


Nikolaeva A.D. Education in nomadic conditions (academic review). Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(2):5-13. (In Russ.)

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)