Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Особенности стратегий регуляции эмоций у старшеклассников с различным профилем латеральной организации мозга

Аннотация

Способность регулировать эмоциональное состояние, деятельность, поведение является одной из актуальных задач развития личности на жизненном пути. Гормональная перестройка организма, изменения в социальной ситуации развития в подростковом возрасте способствуют возникновению резких скачкообразных смен настроения, повышению эмоциональной напряженности, высокой чувствительности, импульсивности поведения. В старшем подростковом возрасте сохраняются трудности в совладании эмоций, поэтому могут появиться и эволюционировать стратегии регуляции эмоции, которые снижают уровень адаптации и становятся причиной развития девиантного поведения. Данная проблема рассматривается через призму изучения копинг-установок и профиля латеральной организации головного мозга старшеклассников. Результаты исследования показали, что индивидуальный профиль организации головного мозга может быть взаимосвязан с выбором конкретных видов стратегий регуляции эмоции для снижения тревожности, фрустрации. Существует возможность обусловленности предпочтения определенных стратегий, в том числе и деструктивных, в зависимости от индивидуального профиля латеральной организации. У респондентов с более высокой стрессоустойчивостью латерального профиля менее характерны деструктурирующие деятельность стратегии регуляции эмоции. «Равнополушарный» тип индивидуального профиля латеральной организации мозга обладает наиболее высоким уровнем стрессоустойчивости, адаптивности и учебной успеваемости.

Об авторах

П. С. Алексеева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


С. М. Афанасьева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы / М.А. Падун // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 6. - С. 57-69.

2. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20 - 33.

3. Хомская Е. Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 186 с.

4. Личко А.Е. Саморазрушающее поведение у подростков / А.Е. Личко, Ю.В. Попов // Социальная психиатрия: Фундаментальные и прикладные исследования. - Л., 1990. - С. 77-82.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.: Изд-во МПСУ; Воронеж: МОДЭК. 2001.

6. Личко А.Е. Саморазрушающее поведение у подростков / А.Е. Личко, Ю.В. Попов // Социальная психиатрия: Фундаментальные и прикладные исследования. - Л., 1990. - С. 77-82.

7. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. № 1. - С. 20-33.

8. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. № 6. - С. 31.

9. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович, Л.В. Блогонадежина. - М.: Педагогика, 1972. - С. 22-29.

10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 367 с.

11. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. № 6. - С. 31.

12. Gross J.J., & Thompson R.A. (2007) Emotion regulation: Conceptual foundations. In J.J. Gross (Ed.), Handbook of emotion regulation. - New York: Guilford Press, Р. 3-24.

13. Garnefski N. Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems / N. Garnefski,

14. V. Kraaij, Ph. Spinhoven // Personality and Individual Differences. - 2001 - Vol. 30 - P. 1311-1327.


Рецензия

Для цитирования:


Алексеева П.С., Афанасьева С.М. Особенности стратегий регуляции эмоций у старшеклассников с различным профилем латеральной организации мозга. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2020;(4):91-99.

For citation:


Alekseeva P.S., Afanaseva S.M. The relationship between the profile lateral brain organization of high-school students and the strategy of emotion regulation. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2020;(4):91-99. (In Russ.)

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)