Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Организационно-педагогические условия формирования успешности у детей с ОВЗ в процессе занятий прикладными видами деятельности

Аннотация

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, обеспечивающие необходимость функционирования модели успешности детей с ОВЗ, обеспечивающей функционирование и развитие педагогической системы и целостности педагогического процесса. В качестве условий выделены: создание творческой образовательно-воспитательной среды, которая максимально учитывает запросы социума, представляя вариативность выбора программ и курсов, разнообразие педагогических технологий и содержания дополнительных общеобразовательных программ по декоративно-прикладному творчеству с включением проектной деятельности, обеспечивающие устойчивую мотивацию на непрерывность образования, обеспечивая саморегуляцию и самоорганизацию поведения, формируя самооценку, задавая ориентиры на дальнейшую самореализацию, побуждая к мобилизации творческих способностей, активизации скрытых потенциалов личности через познание своих способностей. Второе, немаловажное условие - педагогическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ. Организация творческой образовательно-воспитательной среды детей с ОВЗ предполагает педагогическую поддержку и сопровождение со стороны специалистов и родителей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие личности, сохраняя свободу в выборе деятельности и понимание процесса поддержания и функционирования детей с ОВЗ с целью раскрытия личности и личностного потенциала, создавая возможности для взаимодействия и общения со сверстниками, родителями, педагогами дополнительного образования, как компонента успешности. Третье условие - включение родителей в образовательно-воспитательное сообщество. Ребенок с ОВЗ может успешно развиваться в психологическом, личностном и эмоциональном плане при условии оказания ему необходимой помощи и правильной организации воспитательного процесса, где главными участниками воспитательного процесса, кроме детей с ОВЗ, выступают его родители или лица, их замещающие. Положительное взаимодействие с семьей способствует формированию доверительных отношений между педагогом и родителями, что способствует интересу последних к процессу воспитания. Компетентный образ педагога является гарантом стабильности для родителей, вселяя уверенность в правильности его действий, действуя в интересах детей. Педагоги определяют поиск совместных решений и усилий для развития детей, подкрепляя интерес и мотивируя к процессу творчества. Таким образом, соблюдение организационно-педагогических условий в творческой деятельности способствует освоению ими практических навыков, раскрытию способностей, компенсируя дефекты и особенности развития, создавая особые условия для социализации и адаптации в сообществе, формируя их успешность.

Об авторах

Е. А. Чернова
Тамбовский государственный университет им Г.Р. Державина
Россия


Н. В. Курилович
Тамбовский государственный университет им Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 224 с.

2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе // М.: «Сентябрь», 2005. - 192 с.

3. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная Политика. 2014. - № 2 (64). - С. 2-8.

4. Буйлова Л.Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации / Л.Н. Буйлова // Мир науки, культуры, образования. 2011. - №6(31).- С. 130-134.

5. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // Общее и профессиональное образование. 2012. - №1. - С. 8-14.

6. Шаркова А.Ю., Сибгатуллина Т.В. Педагогические условия использования проектной деятельности для формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся педагогического колледжа / А.Ю. Шаркова, Т.В. Сибгатуллина / Андреевские чтения: Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: материалы статей уч. Всер. науч.-практ. конф. с междунар. уч. - Казань, 27-28 марта 2018 г. - С. 277- 284.

7. Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. Воспитательная среда образовательной организации как фактор развития социальной активности обучающихся / Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. - №9(132). - С. 49-52.

8. Бехтерев В. М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников /В.М. Бехтерев. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 212 с.

9. Иманмурзаева А.У. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании личности младшего школьника // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №4(59). - С. 137-138.

10. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - С. 1-7.

11. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., cтер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.

12. Криво Т. М. Технология развития художественно - творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности / Т.М. Криво // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. - №2(117). - С. 121- 125.

13. Михайлова И. М. Формирование у студентов-бакалавров профессиональных компетенций в ходе творческой деятельности / И.М. Михайлова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. - № 7-10. - С. 81-85.

14. Макеева Т.В. Педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования / Т.В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. 2008. - №3. - С. 24-31.

15. Рябова О.Н. Организационно-педагогические условия использования метода проектов в учреждении дополнительного образования: дисс. …канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Рябова Ольга Николаевна. - Шуя, 2004. - 247 с.

16. Чернова Е.А., Курилович Н.В., Курин А.Ю. Социальная успешность младших школьников с ОВЗ: подходы к определению, принципы формирования / Е.А. Чернова, Н.В. Курилович, А.Ю. Курин // Вестник КГПУ им В.П. Астафьева. Педагогические науки. Теория и методика обучения и воспитания. - 2020. - №2(52). - С. 17-23.

17. Гамаюнова А.Н., Пискайкина А.Е. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А. Н. Гамаюнова, А. Е. Пискайкина // Специальное образование. 2013. - №4 (32). - С. 20-27.

18. Зайцева А.В. Профилактика жестокого обращения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: Психолого-педагогическое сопровождение семьи детей с ограниченными возможностями здоровья / Составитель: А. В. Зайцева. - Ставрополь, ООО ИД ТЭСЭРА, 2016. - 120 с.

19. Егизарьянц М.Н., Мякиньких А.А. Роль семь в воспитании ребенка с ОВЗ / М.Н. Егизарьянц, А.А. Мякиньких // Проблемы педагогики, 2019. - №4 (43).


Рецензия

Для цитирования:


Чернова Е.А., Курилович Н.В. Организационно-педагогические условия формирования успешности у детей с ОВЗ в процессе занятий прикладными видами деятельности. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2020;(4):77-85.

For citation:


Chernova E.A., Kurilovich N.V. Organizational and pedagogical conditions for the formation of success in children with disabilities in the process of practicing applied activities. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2020;(4):77-85. (In Russ.)

Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)