Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Влияние гетерогенности среды на развитие территориальных образовательных систем

Аннотация

Анализ образовательной ситуации в стране и мире показывает, что ключевым источником перемен, происходящих в образовании, становятся изменения в среде - рост неопределенности природных и социальных процессов, цифровизация основных сфер жизни, внедрение конвергентных технологий, появление новых игроков на рынке образования и создание новых институтов развития. В статье раскрывается влияние природно-географических, социокультурных и экономических факторов среды на локальном уровне, особенности проявления гетерогенности в территориальных образовательных системах. Уточнены виды гетерогенности среды, влияющие на процессы развития территориальных образовательных систем: внешние (пространственные, демографические, культурные, религиозные, социальные и экономические), внутренние (вариативность сети и образовательных программ, гетерогенность корпоративной культуры). Показана корреляция качества образования с качеством жизни населения и уровнем социально-экономического развития территории. По результатам анализа образовательной ситуации на примере Республики Саха (Якутия) определены подходы к управлению образованием, основанные на принятии территориальных образовательных систем как гомогенных или гетерогенных.

Об авторе

В. М. Саввинов
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Леви-Стросс К. Раса и история [Электронный ресурс] / Леви-Стросс Клод // Электронная библиотека RoyalLib.com. - Электрон. дан. - Режим доступа : https://royallib.com/read/levistross_klod/rasa_i_ istoriya.html#0 (дата обращения: 12 ноября 2020 г.)

2. Саввинов В.М. Развитие территориальных образовательных систем в условиях роста гетерогенности среды // Педагогика. - 2017, №8. - С. 27-33.

3. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Ушанова И.А. Многообразие в обществе и образовании: возможно ли управлять многообразием? //Человек и образование. - 2018. - № 2 (55). - С. 10-16.

4. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А. Управления многообразием: информационно-маркетинговый подход // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1. - С. 228-232.

5. Стрелецкий В. Н. Географическое разнообразие, регионализм и регионализация // Разнообразие как фактор и условие регионального развития: сб. ст. / [под ред.: С. С. Артоболевского, В. Н. Стрелецкого]. - М., 2014. - Ч. I. - С. 25-46.

6. Собственная логика городов: новые подходы к урбанистике: [коллектив. моногр. / Хельмут Беркинг, Мартина Лёв, Франц Бократ и др.; под отв. ред. Хельмута Беркинга и Мартины Лёв; пер. с нем. яз.: К. Левинсон]. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 420 с.

7. Бозиев Р.С. О методологии исследования развития систем образования в национальных регионах России // Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 36-48.

8. Родоман Б. Б. Территориальные ареалы и сети: очерки теорет. географии: [монография]. - Смоленск: Ойкумена, 1999. - 255 с.

9. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 24 сентября 2020 г. №2464-р.

10. Language vitality and endangerment / UNESCO Ad Hoc Expert Group on Endangered Languages Document adopted by the International Expert Meeting on UNESCO Programme Safeguarding of Endangered Languages Paris, 10-12 March [электронный ресурс] // https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000183699 (дата обращения - 7 ноября 2020 г.)

11. Несена М.В. Оценка взаимосвязей между социально-экономическим развитием и этно-демографической структурой населения российских регионов: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.13 / Несена Марина Васильевна. - Санкт-Петербург, 2016. - 178 с.

12. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые создают будущее / Ричард Флорида; пер. с англ. Н. Яцюк. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 373 с.

13. Coleman J. S., Campbell E. Q., Hobson C. J., McPartland J., Mood A. M., Weinfeld F. D., York R. (1966) Equality of Educational Opportunity. Washington, DC: U. S. Department of Health, Education and Welfare,U. S. Government Printing Office.

14. Заир-Бек Е.С., Ксенофонтова А. Н. Различные подходы к исследованию образовательных систем // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук, 2009. - Т. 11. - 4(3). - С. 611-616.

15. Nikolaeva A.D., Savvinov V.M. Multi-ethnic school in the Russian Federation: the preconditions of formation and development (a case study of a national region) / // IEJME: Mathematics Education. - 2016. - Vol. 11, № 10. - Р. 3405-3414.

16. Публичный доклад Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) за 2018 год [электронный ресурс] // https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-vPravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja (дата обращения: 4 ноября 2020 г.)


Рецензия

Для цитирования:


Саввинов В.М. Влияние гетерогенности среды на развитие территориальных образовательных систем. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2020;(4):39-49.

For citation:


Savvinov V.M. The influence of the environment heterogeneity on the development of territorial educational systems. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2020;(4):39-49. (In Russ.)

Просмотров: 118


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)