Психологические особенности восприятия детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших подростков
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-80-89
Аннотация
В данной статье описаны особенности восприятия детско-родительских отношений в семьях с младшим подростком, проживающих на территории Республика (Саха) Якутия. Описаны основные субъективные образы, характеристики и психологические особенности перцепции участников детско-родительских отношений. В исследовании приняло участие 106 семей. Возраст детей – младшие подростки от 11 до 14 лет. Возраст родителей от 32 до 61 года. В качестве психологического инструментария использовался проективный метод «Семья животных». Методом обработки и анализа данных выступил контент-анализ, использовался метод частотности упоминания. В качестве статистической обработки данных использовался непараметрический критерий Краскела – Уоллиса для K – независимых выборок и описательный метод: таблицы сопряженности. В результатах исследования показано, что для подростков и их родителей характерно сохранение традиционной иерархичности в структуре детско-родительских отношений, сохранение традиционности образов ребенка и родителя. Для младших подростков характерна двойственность в отношении к родителям. Двойственность выражается в сохранение образа родителя как главенствующего в данных отношениях, при этом показано, что стремление к равноправности и детоцентризму наблюдается у более 50% младших подростков. Для отцов и матерей характерна традиционная система детско-родительских отношений. Матери более склонны к смещению к детоцентризму в сравнении с отцами. Матери и младшие подростки чаще демонстрируют тревожность, беспокойство и внутренний конфликт в ситуациях диагностики детско-родительских отношений. Отцы, напротив, характеризуются уверенностью и субъективной удовлетворённостью при диагностики детско-родительских отношений.
Об авторах
Н. И. ВасягинаРоссия
ВАСЯГИНА Наталия Николаевна – д. психол. н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования
AuthorID: 502980
г. Екатеринбург
Е. В. Градинар
Россия
ГРАДИНАР Екатерина Васильевна – старший преподаватель кафедры психологии и социальных наук
г. Якутск
Список литературы
1. Kassin S. M. Social psychology. Boston: Houghton Mifflin, 2020:48.
2. Антонова Ю. Т., Тимофеева М. Г., Харарбахова М. А., Петрова Л. А. Стили семейного воспитания и особенности его проявления у семей разных возрастов. Обзор педагогических исследований. 2023;5(1):192-8. DOI 10.25587/2587-5604-2024-3-5-19. – EDN VJSZBV.
3. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Москва: Академический Проект; 2006:224.
4. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. Москва : Педагогика; 1993:144.
5. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Москва: Когито-Центр; 2012:182.
6. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. Москва: ВЛАДОС; 2005:320.
7. Рогова, Е. Е. Взаимосвязь детско-родительских отношений и одиночества в подростковом возраст. Мир науки. Педагогика и психология. 2024;12 (4).
8. Шульга, Т. И. Психологическое сопровождение семьи: учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2025:141. ISBN 978-5-534-13529-9.
9. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. Москва : ВЛАДОС-Пресс; 2003:159.
10. Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. Санкт-Петербург : Химиздат; 2001: 288.
11. Залевская Я. Г. Психологический анализ рисунков. Проблемы современного педагогического образования. 2019;(63-1). https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-risunkov (дата обращения: 05.09.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Васягина Н.И., Градинар Е.В. Психологические особенности восприятия детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших подростков. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(3):80-89. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-80-89
For citation:
Vasyagina N.I., Gradinar E.V. Psychological features of perception of parent-child relationships in families raising young adolescents. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(3):80-89. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-80-89