Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Оценка вовлеченности молодежи в образовательные инициативы

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-54-62

Аннотация

В статье представлены результаты исследования проблемы оценки реализации молодежной политики в российских вузах в меняющихся условиях. Показано, что основными направлениями молодежной политики в высшем образовании являются создание условий для профессионального и личностного роста обучающихся, развитие студенческого самоуправления и поддержка инициатив, обеспечение инклюзивности и разнообразия, психологическая поддержка студентов. Вовлечение студенческой молодежи в реализацию социальных инициатив, как и формирование гражданской позиции и патриотизма, волонтерская деятельность являются наиболее приоритетными для вузов в современных условиях. На примере Северо-Восточного федерального университета раскрываются особенности оценки степени и характера вовлеченности обучающихся в инициативы, как непрерывность, сопоставительный характер, многомерность и варьируемость методов оценки. В исследовании использован широкий спектр методов оценки, характерный для современной образовательной ситуации: теоретический анализ исследований по молодежной политике, анализ практик российских университетов, анализ нормативных актов и аналитических материалов, анкетирование, опросы и глубинные интервью студентов, преподавателей и внешних стейкхолдеров; анализ цифрового следа (big data analytics) мнений пользователей социальных сетей и онлайн-сообществ. Проведенный краткий анализ показывает, что комплексная оценка вовлеченности студентов в социальные инициативы позволяет, с одной стороны, обеспечивать корректировку молодежной политики в университете, ее своевременную адаптацию к меняющимся условиям среды, характеру настроений в обществе, с другой – прогнозировать возможные изменения в молодежной среде, принять меры предупреждения деструктивных явлений. Результаты исследования могут быть использованы в практике управления развитием российских университетов, разработке программ реализации молодежной политики в вузах.

Об авторе

В. М. Саввинов
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Россия

САВВИНОВ Василий Михайлович – к. пед. н., проректор по стратегическому развитию и работе с филиалами

г. Якутск



Список литературы

1. Саввинов В. М. Методы оценки вовлеченности сообществ в управление развитием территори­альных образовательных систем. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2023, 4(32): 72-80. – DOI 10.25587/2587-5604-2023-4-72-80.

2. Кирякина Е. С. Анализ студенческого активизма в рамках молодежной политики в Саратов­ском государственном университете. Регион глазами студентов : Межвузовский сборник научных работ студентов. Саратов : Изд-во «Саратовский источник». 2024: 42-44.

3. Леухова М. Г., Корчагин Р.Л. Стратегирование молодежной политики университета. Теория и практика стратегирования : Сборник избранных научных статей и материалов V Международной научно-практической конференции, Кемерово-Новокузнецк-Мариинск-Москва, 17–19 октября 2022 года. Том VIII. Книга I. Кемерово: Кемеровский государственный университет. 2022: 133-139.

4. Когачева Е. С. Воспитательная работа в системе высшего образования как направление реали­зации государственной молодежной политики (на примере Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова). Вестник науки. 2024: 4 7(76): 151-156.

5. Васильева Д. В., Гусев С. Н., Ефлова М. Ю., Шамсутдинова И. И. Особенности формирования молодежной политики в области патриотического воспитания на примере студентов Казанского фе­дерального университета. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022; 5(56): 19-22. – DOI 10.26907/2079-5912.2022.4.19-22.

6. Куликов С. П., Езопов М. В. Формирование и развитие основных аспектов молодежной поли­тики в вузе. Теории и проблемы политических исследований. 2019; 8: (5A): 134-144. – DOI 10.34670/AR.2019.44.5.015.

7. Островкин, Д. Л., Сандлер Д.Г. Влияние молодежной политики на реализацию програм­мы развития университета. Векторы благополучия: экономика и социум. 2024; 52(1): 79-92. – DOI 10.18799/26584956/2024/1/1757.

8. Ремизов Д. К., Вигель Н.Л. Молодежная политика в университетах: вызовы и возможности в условиях современного общества. Гуманитарные и социальные науки. 2025; 108(1): 164-170. DOI 10.18522/2070-1403-2025-108-1-164-170.

9. Симонович, Н. Е., Маратова А.М. Молодежная политика университета и формирование духов­ных и моральных ценностей. Молодежь и наука. 2017; (6): 76.

10. Красилова Е. А. Реализация молодежной политики в исследовательском университете: про­блемы и решения. Стратегическая роль центров карьеры в создании профессиональных сообществ : сборник материалов научно-практической конференции, Владивосток, 20–21 сентября 2022 года. Владивосток: Владивостокский государственный университет. 2024; 31-40.

11. Санофф, Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в форми­ровании среды больших и малых городов : пер. с англ.; [ред.: Н. Снигирева, Д. Смирнов]. Вологда : Проектная группа. 2015; 8:170.

12. Островкин, Д. Л., Сандлер Д.Г. Молодежная политика и ее роль в стратегическом развитии университета. Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2024;21 (4): 70-92. – DOI 10.55959/MSU2073-2643-21-2024-4-70-92.

13. Воронцов Д. Б., Воронцова А. В., Скрябина О. Б. Ландшафт практик воспитательной дея­тельности и молодежной политики в вузах (на основе опыта проведения смотра-конкурса лучших практик реализации молодежной политики и организации воспитательной деятельности в универ­ситете). Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023; 29(4): 133-141. DOI 10.34216/2073-1426-2023-29-4-133-141.

14. Островкин, Д. Л., Сандлер Д.Г. Профиль портфеля проектов по молодежной политике в про­грамме стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Креативная экономика. 2022; 16(10): 3839-3858. – DOI 10.18334/ce.16.10.116399.

15. Посты по осени считают: что говорят большие данные о качестве образования в постпанде­мийный период. Томск: Изд-во Томского гос.ун-та. 2022; 40.


Рецензия

Для цитирования:


Саввинов В.М. Оценка вовлеченности молодежи в образовательные инициативы. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(3):54-62. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-54-62

For citation:


Savvinov V.M. Evaluation of youth involvement in educational initiatives. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(3):54-62. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-54-62

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)