Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Цифровые экосистемы проектной деятельности в вузе: модель формирования soft skills у студентов

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-44-54

Аннотация

Проблема недостаточной сформированности soft skills у выпускников вузов, особенно в условиях ускоряющейся цифровизации образования, является важной для обеспечения конкурентоспособности на современном рынке труда. Настоящее исследование посвящено решению вопроса повышения эффективности формирования у студентов таких ключевых неспециализированных навыков, как коммуникация, критическое мышление, креативность и командная работа, востребованных современными работодателями. Цель исследования – разработка и эмпирическая апробация модели цифровой экосистемы проектной деятельности (далее – ЦЭПД), ориентированной на целенаправленное формирование указанных soft skills. В качестве материалов исследования использовались данные, полученные в результате анализа научно-методической литературы, экспертной оценки разработанной модели ЦЭПД, а также результаты педагогического эксперимента. Применялись методы педагогического моделирования, статистического анализа данных для оценки эффективности внедрения ЦЭПД. Предлагаемая модель ЦЭПД представляет собой интегрированную цифровую среду, объединяющую образовательные платформы, инструменты онлайн-коммуникации и облачные сервисы, обеспечивающие возможность эффективной совместной работы над учебными проектами. Результаты экспериментального исследования продемонстрировали статистически значимое улучшение показателей развития soft skills (коммуникативных навыков, критического мышления, креативности и умения работать в команде) у студентов, вовлеченных в проектную деятельность в рамках разработанной ЦЭПД, по сравнению с контрольной группой. Сделан вывод о целесообразности и перспективности внедрения цифровых экосистем проектной деятельности в образовательный процесс вузов. Практическая значимость исследования заключается в предоставлении модели ЦЭПД, которая может быть использована для повышения качества подготовки студентов и их адаптации к требованиям современного рынка труда, а также для дальнейшего развития цифровых инструментов поддержки проектной деятельности в высшем образовании.

Об авторе

Л. А. Яковлева
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
Россия

ЯКОВЛЕВА Любовь Анатольевна – к. филол н., доцент

SPIN: 2477-0405

г. Нерюнгри



Список литературы

1. Румянцева О. В. Soft skills: смысловые поля в контексте высшего образования. Ценности и смыслы. 2023: 4 (86): 85-98. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-4-85-98.

2. Тактарова А. В. Современные тенденции развития искусственного интеллекта в образовании и моделирующие его интеллектуальные системы. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024: (6): 316-330. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11098.

3. Гунина Н. А. Формирование гибких навыков в процессе изучения элективной дисциплины «Английский язык в межкультурной коммуникации». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024: 29 (4): 927-938. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-927-938.

4. Чванова М. С. Цифровая экосистема активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов. Перспективы науки и образования. 2024: 1 (67): 659-676. DOI: 10.32744/pse.2024.1.37

5. MAISA MIELIKÄINEN. Towards a Digital Learning Ecosystem within a Community of Inquiry – Design-based Research in ICT Engineering Education. Rovaniemi. 2024: 177.

6. Stahl D., Sandahl K., Buffoni L. An Eco-System Approach to Project-Based Learning in Software Engineering Education. IEEE Transactions on Education. 2022; 65 (4): 514-523. DOI: 10.1109/te.2021.3137344.

7. Гольцова Н. В., Сафронова С. А. Формирование издательских проектов как практико-ориентированный подход к подготовке бакалавров издательского дела. Текст. Книга. Книгоиздание. 2021; (27): 155-163. DOI: 10.17223/23062061/27/9.

8. Стародубцев В. А. Практико-центрированное обучение в высшей школе. Высшее образование в России. 2021: 30 (5): 75-87. DOI: 10.31992/0869-36172021-30-5-75-87.

9. Селяничев О. Л., Сальникова О. С. Сопровождение проектной деятельности в вузе с использованием веб-сервиса. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2024: 3: 109-119. DOI: 10.5922/vestnikpsy-2024-3-10.

10. Плотникова В. С., Глушанок Т. М. Роль проектной деятельности в формировании цифровых компетенций студентов туристского вуза. Непрерывное образование: XXI век. 2023: 1 (41). DOI: 10.15393/j5.art. 2023.8250.

11. Павлинов А. В. Организация проектной деятельности студентов вуза в рамках разработки стартапов по цифровой арт-терапии. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023: (1): 88-93.

12. Чибикова Т. В., Болдовская Т. В., Савченко Е. В. Внедрение методик Agile и Lean Startup в преподавание проектной деятельности в вузах. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024: 13 (4): 79-84. DOI: 10.24412/2225-82642024-4-854.

13. Прохорова М. П., Винникова И. С., Кузнецова Е. А. Цифровые инструменты проектной деятельности студентов вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2023: 79 (4): 154-159.

14. Хаперская А. В, Минин М. Г. Электронная обучающая платформа и педагогический мониторинг в условиях цифровой трансформации. Высшее образование в России. 2021: 30 (4): 131-138. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-131-138.

15. Сысоев П. В., Клочихин В. В. Формирование коллокационной компетенции студентов на основе корпусных технологий. Перспективы науки и образования. 2022: 4 (58): 320-335. DOI: 10.32744^.2022.4.19.


Рецензия

Для цитирования:


Яковлева Л.А. Цифровые экосистемы проектной деятельности в вузе: модель формирования soft skills у студентов. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(2):44-54. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-44-54

For citation:


Yakovleva L.A. Digital ecosystems of project activities in the university: a model for developing soft skills in students. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(2):44-54. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-44-54

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)