Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Особенности традиционного уклада школ арктического Севера: проблемы и перспективы

Аннотация

Актуальность определяется необходимостью решения проблем школ арктического Севера. Цель: раскрыть особенности деятельности школ арктического Севера, обусловленные самобытным традиционным укладом жизни коренных малочисленных народов, и определить пути решения. Методологическим основанием является аксиологический подход ментальности этносов. Гипотеза: учет особенностей традиционного уклада деятельности школ арктического Севера обеспечивает социализацию детей как носителей языка и культуры родного народа. Методы исследования: анализ и синтез теоретических и фактических материалов о деятельности школ арктического Севера. Показывается процесс реализации ФГОС нового поколения с учетом специфических условий северных территорий и организации школьного образования на основе самобытного традиционного уклада жизни коренных народов Севера. Результаты: обеспечивается социализация детей народов арктического Севера на основе своеобразной философии жизни, этнокультурных и этнопедагогических основ сельской школы, сохранение и развитие ее функционирования как социально-экономической закономерности, селообразующего, производственного, социокультурного и демографического факторов. Утверждается положение о том, что сложная проблема сельской малокомплектной школы заключается в том, что до сих пор понятие «малокомплектная школа» как специфический тип особой образовательной организации в российской системе образования не прописано ни в одном законодательном, нормативно-правовом документе. Считается целесообразным внести предложения, как дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об учителе» и в федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

Об авторах

Н. Д. Неустроев
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова
Россия


А. С. Cаввин
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова
Россия


А. Н. Неустроев
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова
Россия


Список литературы

1. Иванов В.Н., Егорова Т.М. Фотоальбом. Генеральный директор Коитиро Мацуура в Якутске. - Якутск: НИИ Олонхо СВФУ, 2013. - 48 с.

2. Силласте Г. Сельская школа и село России в начале ХХ1 века. - М.: ЦОЛ, 2003. - С. 9.

3. Развитие образования в сельской местности: региональная модель / Под ред. Ф.В. Габышевой. - М.: ИСПС РАО, 2006. - 192 с.

4. Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса / Под. ред. И.Л. Набока. - СПб.: Астериан, 2005. - 536 с.

5. Фоменко Г. Мы должны построить Арктику практически с нуля // Якутия. - 2019. - 26 июля.

6. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонхо. - Якутск, 2007. - 172 с.

7. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007. - 288 с.

8. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. - Якутск, 2009. - 245 с.

9. Сведения об учреждениях дополнительного образования детей, занимающихся в них детей и педагогических кадров Министерства образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2018 годы.

10. Кондратьева М. Как выживает арктическая школа // Якутия. - 2019. - 26 июля.


Рецензия

Для цитирования:


Неустроев Н.Д., Cаввин А.С., Неустроев А.Н. Особенности традиционного уклада школ арктического Севера: проблемы и перспективы. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2019;(4):50-56.

For citation:


Neustroev N.D., Savvin A.S., Neustroev A.N. Ethnocultural traditional school of Arctic North schools: general and special. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2019;(4):50-56. (In Russ.)

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)