Новые направления взаимодействия вузов и работодателей посредством центров карьеры образовательных организаций
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-56-67
Аннотация
В настоящее время основной задачей профессионального образования является обеспечение рынка труда востребованными, конкурентоспособными специалистами. Трудоустройство в жизни для каждого выпускника является важным событием. В данной статье исследуются актуальные проблемы, с которыми сталкиваются недавние выпускники высших учебных заведений в процессе поиска работы. Основными целями и задачами являются изучение особенностей трудоустройства выпускников, анализ проблем и причин при трудоустройстве, выявление роли Центра карьеры в учебном заведении, изучение и обобщение успешных практик. В процессе исследования были использованы методы анализа, сравнения, обработки и обобщения данных. Сегодня одним из приоритетных показателей работы профессионального образовательного учреждения является трудоустройство выпускников. В связи с этим во многих профессиональных образовательных учреждениях открыты Центры карьеры. В статье приводятся анализ деятельности Центра карьеры и оценка его вклада в формирование положительной репутации учебного заведения. В статье также рассматриваются примеры мероприятий, проводимые Центром карьеры, которые способствуют успешному трудоустройству студентов. Также авторы отмечают, что в процессе обучения у студентов формируется и развивается профессиональная направленность личности, положительное отношение к своей будущей профессии. Авторами приводится анализ причин, которые могут стать серьезным препятствием для выпускников при трудоустройстве. Следует отметить, что проводимые разнообразные мероприятия (экскурсии очные и виртуальные, стажировки, консультации, тренинги, встречи с работодателями и опытными специалистами, ярмарки вакансий и т.д.) Центром карьеры способствовали осознанию правильности выбора профессии и успешному трудоустройству выпускников.
Об авторах
А. А. ЦехановичРоссия
ЦЕХАНОВИЧ Анастасия Александровна – студент
г. Омск
Н. Я. Гарафутдинова
Россия
ГАРАФУТДИНОВА Наталья Яковлевна – к. эконом. н., доцент кафедры таможенного дела и права, руководитель Центра реализации национальных и региональных проектов профессионального образования, занятости и трудоустройства
г. Омск
Scopus: 57188842760, Researcher: HZH-5529-2023
С. Г. Корешева
Россия
КОРЕШЕВА Светлана Георгиевна – заместитель директора
г. Санкт-Петербург
Р. Е. Герасимова
Россия
ГЕРАСИМОВА Розалия Еремеевна – к. пед. н., доцент кафедры социальной педагогики ПИ
г. Якутск
AuthorID: 296722
Список литературы
1. Гарафутдинова Н.Я., Филиппов В.М. Нормативно-правовое обеспечение подбора кадров для предприятий различных форм собственности и обучение персонала предприятий: новые аспекты. Кадровик. 2022; 8: 72-83
2. Нугаева Л.А. Процедура оценки и сертификации профессиональных компетенций персонала. Евразийский союз ученых. 2015. (6): 121-123. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27199795 (дата обращения: 15.03.2025)
3. Банщикова С. Л., Волкова Н.В., Гарафутдинова Н.Я., И.Ю. Гудков и др. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Москва: ООО «Директ-Медиа»; 2024: 340
4. Пак Л.Г., Каменева Е.Г., Кочемасова Л.А. Трудоустройство выпускников как проблема современного высшего образования. Бизнес. Образование. Право. 2021; (4): 317-321. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47160473 (дата обращения: 15.03.2025)
5. Рощин С.Ю. Переход “учеба – работа”: омут или брод? Препринт WP3/2006/10. Москва: ГУ ВШЭ; 52.
6. Былков В. Г. Особенности преобразования трудового потенциала в процессе интеграции выпускников учебных заведений на рынок труда. Экономика труда. 2021; 8 (3): 275-294 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-preobrazovaniya-trudovogo-potentsiala-v-protsesseintegratsii-vypusknikov-uchebnyh-zavedeniy-na-rynok-truda (дата обращения: 13.03.2025)
7. Спиридонова Е.А. Формирование профессиональной направленности личности студента как ведущий фактор профессионализма в педагогической деятельности. Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. 2015: 38-43 Режим доступа: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/bezopasnost_obrazovania/contents/spiridonova (дата обращения: 13.03.2025)
8. Варшавская Е. Я. Практики внутрифирменного обучения выпускников вузов: масштабы и детерминанты. Социологические исследования. 2023; (4): 94-105 Режим доступа: https://www.socis.isras.ru/files/File/2023/4/Varshavskaya.pdf (дата обращения: 15.03.2025)
9. Кириллова А.Д., Попов А.В. Государственная политика России по содействию занятости молодежи в условиях вызовов современности. Russian Journal of Economics and Law. 2024; 18(3): 686-698. Режим доступа: https://doi.org/10.21202/2782-2923.2024.3.686-698 (дата обращения: 15.03.2025)
10. Центр занятости и трудоустройства ОмГУПС Режим доступа: https://www.omgups.ru/university/tsentr-rnirppozit/ (дата обращения: 15.03.2025) (in Russian).
11. Бабичев М.А. Адаптация персонала как элемент кадровой политики организации. StudNet. 2020; 3 (7): 168-172 Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42942460 (дата обращения: 15.03.2025)
12. Доморников А.Н. Перспектива трудоустройства после обучения Символ науки: международный научный журнал. 2017; 1 (1): 135-137 Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28829037 (дата обращения: 16.03.2025)
13. Шилова Л.В., Фетисова Л.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента как инновационная модель профессионального и личностного развития. Высшее образование сегодня. 2020; (7). 40-43 Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42972620 (дата обращения: 16.03.2025)
14. Письмо Минпросвещения России от 06.11.2024 № ИШ-890/05 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере образования, в сфере содействия занятости населения, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также учредителей указанных образовательных организаций по организации системы профессиональной ориентации и маршрутизации обучающихся и выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования, а также молодых специалистов на конкретные предприятия (организации) региона»). Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-06112024-n-ish-89005-o-napravlenii/ (дата обращения: 18.03.2025)
15. Приказ Минтруда России от 22.11.2024 № 629н «Об утверждении Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2025 № 81263) Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 13.03.2025)
Рецензия
Для цитирования:
Цеханович А.А., Гарафутдинова Н.Я., Корешева С.Г., Герасимова Р.Е. Новые направления взаимодействия вузов и работодателей посредством центров карьеры образовательных организаций. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(1):56-67. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-56-67
For citation:
Tsekhanovich A.A., Garafutdinova N.Y., Koreshova S.G., Gerasimova R.E. New directions of interaction between universities and employers through career centers of educational organizations. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(1):56-67. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-56-67