Русский язык в Стране восходящего солнца: преодоление культурного барьера
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-25-36
Аннотация
Статья посвящена проблеме преодоления культурного барьера при изучении русского языка японскими студентами. Актуальность работы обусловлена возрастающей значимостью владения иностранными языками в современном мире, в том числе и в Японии. В работе рассматривается влияние социокультурных факторов на процесс обучения, выявляются основные лингвистические и коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются японские учащиеся при изучении русского языка, такие как различия в грамматическом строе, фонетической системе и речевом этикете. Для достижения поставленной цели был проведён анализ научной литературы по педагогике, лингвистике и межкультурной коммуникации, обобщён опыт преподавания русского языка японским студентам и рассмотрены конкретные практические примеры. Автором предлагаются методические рекомендации, основанные на сочетании традиционных и современных подходов к обучению, адаптации учебных материалов и создании мотивирующей образовательной среды, сочетающей традиционные и современные подходы. Особое внимание уделяется формированию атмосферы доверия и взаимоподдержки на занятиях, способствующей более свободному самовыражению студентов. Результаты исследования, основанные на личном опыте автора, могут быть использованы преподавателями русского языка как иностранного, методистами и разработчиками учебных материалов.
Ключевые слова
Об авторе
В. А. ОмельяненкоЯпония
ОМЕЛЬЯНЕНКО Виктория Александровна – к. филол. н., доцент филологического факультета
г. Токио
ResearcherID: AAI-9463-2021, Scopus Author ID: 57803366800
Список литературы
1. Подалко П. Э. Русский язык в Японии: взгляд изнутри. Историко-культурный аспект и его влияние на особенности преподавания иностранных языков / П. Э. Подалко // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, филология. 2018;(2):79-89. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-2-79-89 EDN: YXHVFS
2. Horiguchi D. Русский язык в первом семестре 2022 учебного года в Японии / D. Horiguchi // Studia Rossica Gedanensia. 2022; (12): 117-129. DOI: 10.26881/srg.2022.9.06 EDN: MHEQSS
3. Ямасита М. Русский язык в Японии / М. Ямасита // Мир русского слова. 2010;(4):92-96. EDN: NUXYJF
4. Кузнецов С. И. Ясуги Садатоси и его «Обзор изучения русского языка в Японии» / С. И. Кузнецов // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. История. 201; (19):79-90. EDN: YJHEQJ
5. Добренко Е. И. Особенности национально-ориентированной модели обучения японских студентов русскому языку / Е. И. Добренко, Е. В. Соколова // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. Сборник материалов III Международной научно-методической онлайн-конференции. 2018:56-63. EDN: XSDXWX
6. Исмаилова Х. Э. Трудности изучения русского языка как иностранного студентами-японцами / Х. Э. Исмаилова, А. Каэдэ // Учёные записки Орловского государственного университета. 2022;(1):201-204. EDN: XWHIEY
7. Рогозная Н. Н. О постановке трудных случаев произношения в русской речи японцев / Н. Н. Рогозная // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей. 2001;(18):132.
8. 金子暢良 (Н. Канэко). Некоторые проблемы обучения русской лексике в японской аудитории (II) / Н. Канэко // 言語科学. 1977;(13) 31-39.
9. Толстогузов С. А. Преподавание имен прилагательных японским студентам в рамках курса русского языка как второго иностранного / С. А. Толстогузов // Русский язык за рубежом. Специальный выпуск. Русистика Японии. 2016:62-67.
10. Гота С. Количественное подтверждение важности обучения деривационным аффиксам (об эффективном увеличении словарного запаса в письменной речи) / С. Гота // Русский язык за рубежом. Специальный выпуск. Русистика Японии. 2016:57-61.
11. Комацу М. Методика обучения видам русского глагола в японской аудитории: коммуникативные неудачи и поиск методических решений для их предотвращения / М. Комацу // Наука и школа. 2021;(5):202-211. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-202-211 EDN: IBGBFU
12. Латышева С. И. Стихотворения как учебный материал для преподавания русского произношения японским студентам на начальном этапе обучения / С. И. Латышева // Bulletin of the Faculty of Foreign Studies. 2017; (52): 105-126.
13. Черепко В. В. Обучение японских студентов произношению твердым и мягким согласным русского языка / В. В. Черепко // Современное педагогическое образование. 2019;(12):211-213. EDN: ZQNGPG
14. Бойцов И. А. Типологизация лексико-грамматических ошибок японских учащихся на начальном этапе обучения русскому языку / И. А. Бойцов, Т. Усуяма, И. Ю. Смелкова // Современные проблемы науки и образования. 2021;(2):73. DOI: 10.17513/spno.30709 EDN: GNJVRJ
15. Като Ю. Ошибки японцев в речи на русском языке / Ю. Като, О. В. Абвякая // Русский язык за рубежом. Специальный выпуск. Русистика Японии. 2016:68-71.
16. Такеда Е. В. Ошибки в письменной речи русско-японских детей-билингвов при овладении письмом / Е. В. Такеда // Русский язык за рубежом. Специальный выпуск. Русистика Японии. 2016: 45-51. EDN: XGXAAR
17. Бердникова И. В. Обучение японских студентов русскому речевому / И. В. Бердникова, Е. А. Железнякова, А. В. Волчек // Студент-Исследователь-Учитель. 2021:1423-1431. EDN: ZMLXZQ
18. Арапова О. Г. Особенности мотивации при обучении русскому языку как иностранному вне языковой среды (на примере японских университетов) / О. Г. Арапова // Московский педагогический журнал. 2020;(1):67-74. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-1-67-74 EDN: NALTNH
19. Горшунова А. С. Особенности преподавания РКИ японским студентам: элементарный уровень (на примере летней онлайн-школы / А. С. Горшунова // Сборник материалов I Азиатского международного форума «Новые горизонты РКИ». 2022:62-68. EDN: OBYKJS
20. Одагири Н. Особенности обучения японских студентов русскому языку / Н. Одагири // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2019;(3):14-16. EDN: FAXUFR
21. Орлянская Т. Г. Преподавание русского языка в японской аудитории / Т. Г. Орлянская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014;(2):116-122. EDN: SECFUF
22. Омельяненко В. А. Использование Shorts при обучении русскому языку как иностранному как способ повышения мотивации / В. А. Омельяненко // Русский мир Азии. Сборник статей III международной научно-практической конференции. 2024:252-258. EDN: EHJHIC
Рецензия
Для цитирования:
Омельяненко В.А. Русский язык в Стране восходящего солнца: преодоление культурного барьера. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(1):25-36. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-25-36
For citation:
Omelianenko V. Russian Language in the Land of the Rising Sun: Overcoming the Cultural Barrier. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(1):25-36. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-25-36