Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Геоинформационные системы в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся (на примере темы «Африка», 7 класс)

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-18-30

Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся с помощью геоинформационных систем (ГИС) на уроках географии. В условиях интенсивного потока информации обучающийся должен уметь самостоятельно организовывать свою деятельность и самообразование, поэтому одним из наиболее важных направлений современного образования является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), которые являются основой для развития способностей к обучению. На основании вышесказанного, следует отметить цель исследования: разработка методики формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках географии с использованием ГИС-технологий (на примере темы «Африка», 7 класс). 

Об авторах

Н. П. Васильев
Хорулинская средняя общеобразовательная школа им. Е. К. Федорова
Россия

ВАСИЛЬЕВ Нюргун Павлович – учитель информатики и географии, техник ЭВМ

с. Хоруола



А. Н. Самсонова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

САМСОНОВА Ася Нюргуновна – старший преподаватель педагогического отделения Института естественных наук

г. Якутск



Список литературы

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 26.10.2021).

2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под редакцией А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008. – 151 с.

3. Орехова, А. В. Формирование геоинформационной компетентности учащихся в процессе изучения географии на основе применения ГИС-технологий / А. В. Орехова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2014. – № . 1 (81). – С. 150-158.

4. Картакаева, Г. А. Использование геоинформационных систем на уроках географии / Г. А. Картакаева // Академия педагогических проектов РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://педпроект.рф/edu-12-2023-pb-137680/ (дата обращения 19.03.2024).

5. Капустин, В. Г. ГИС-технологии как инновационное средство развития географического образования в России / В. Г. Капустин // Педагогическое образование. – 2009. – № 3. – С. 68-76.

6. Федоровских, А. В. Образовательные возможности ГИС-технологий при изучении географии в школе/ А. В. Федоровских // Географические информационные системы ArcGIS [Электронный ресурс]. – URL: URL: https://arcreview.esri-cis.ru/2021/08/24/learn-geography-in-school/ (дата обращения 21.03.2024).

7. Пупышева, С. А. Применение геоинформационных технологий на уроках географии / С. А. Пупышева // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-geoinformatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-geografii (дата обращения 19.03.2024).

8. Черезова, И. А. Использование геоинформационных систем в процессе формирования информационных универсальных умений и действий учащихся на уроках географии / И. А. Черезова // Инфоурок [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/material.html?mid=115608 (дата обращения 19.03.2024).

9. Климанова, О. А., Использование геоинформационного моделирования для геоэкологического районирования на макрорегиональном уровне (на примере Африки) / О. А. Климанова, Е. Ю. Колбовский // Геодезия и картография. – 2015. – № 3. – С. 45-51.

10. Швабенланд, И. С. Методические приемы работы с электронной картой, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий школьников / И. С. Швабенланд // Электронный периодический научный журнал SCI-ARTICLE.RU. – 2014. – № 11 (июль) [Электронный ресурс]. – URL: https://sci-article.ru/number/07_2014.pdf (дата обращения 21.03.2024).

11. Петрова, Е. Ю. Современные технологии в обучении географии: Учебное пособие для студентов педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2018. – 124 с.

12. Иванова, Т. Г. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий (на примере географии) / Т. Г. Иванова, И. С. Синицын // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 4.- С. 102-107.

13. Фомина, Е. Е., Методика обработки результатов анкетирования / Е. Е. Фомина, Н. К. Жиганов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2017. – № 1. – С. 106-114.


Рецензия

Для цитирования:


Васильев Н.П., Самсонова А.Н. Геоинформационные системы в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся (на примере темы «Африка», 7 класс). Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(4):18-30. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-18-30

For citation:


Vasilyev N.P., Samsonova A.N. Geospatial information systems in the formation of cognitive general educational activities of students: a case of teaching the topic “Africa” in the 7th grade. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(4):18-30. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-18-30

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)