Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Практико-ориентированное обучение химии как основа формирования функциональности знаний школьников: методологические аспекты и опыт внедрения

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-20-30

Аннотация

В статье раскрываются методологические аспекты формирования функциональности знаний на современном этапе развития образования, особенности практико-ориентированного обучения химии в школе с позиций требований к результатам обучения школьников по ФГОС ОО и приложений к ним. Достижение функциональности знаний как умения применять научные знания в различных ситуациях является стратегической задачей для всех уровней системы образования. Этот важнейший запрос общества к результатам современного образовательного процесса обозначен также в документах: «Концепция развития естественнонаучной грамотности учащихся», «Концепции развития практико-ориентированного образования в России», в соединении требований образовательных и профессиональных стандартов к профессиональным компетенциям студентов в вузе. Функциональность химических знаний формируется в практической деятельности современными средствами практико-ориентированного обучения. Авторами предпринята попытка объединения практико-ориентированных методов обучения и технологий, реализуемых в естественнонаучном образовании школьников, направленных на формирование функциональности знаний на основе усиления практической составляющей обучения химии и установления междисциплинарных связей. Определены условия обеспечения функциональности химических знаний в обучении химии: мета- предметность и контекстность содержания учебных заданий, инструментальность обучения химии и комплексность применения химического эксперимента, внедрение регионального компонента в обучение химии и преемственность в применении продуктивных методов в химическом образовании.

Об авторах

П. Д. Васильева
Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста
Россия

Васильева Полина Дмитриевна – д-р пед. н., профессор кафедры химии и фармацевтической технологии, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия



Ю. А. Скиданова
Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста
Россия

Скиданова Юлия Андреевна – аспирант кафедры химии и фармацевтической технологии, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия



Н. Ю. Тулина
Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста
Россия

Тулина Наталья Юрьевна (Пикулина) – аспирант кафедры химии и фармацевтической технологии, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия



С. С. Тавхаева
Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста
Россия

Тавхаева Саглара Сергеевна (Хочаева) – аспирант кафедры химии и фармацевтической технологии, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия



Список литературы

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 20.08.2024)

2. Новиков, А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – Москва : ЛЕНАНД, 2021. – 632 с.

3. Балахонов, А. В. Фундаментализация образования: сравнительный семантический анализ / А. В. Балахонов // URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/fundamentalizatsiya-obrazovaniya-sravnitelnyy- semanticheskiy-analiz?ysclid=m1d7y6zfca44476039.

4. Симонов, В. М. Теоретико-методологические основы гуманитарно-ориентированного естественнонаучного образования / В. М. Симонов // Известия ВГПУ, 2003. – №1 (02). – С. 28-36.

5. Петрова, Г. И. Междисциплинарность университетского образования как современная форма его фундаментальности / Г. И. Петрова // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – №3 (4). – С. 7-13.

6. Скиданова, Ю. А. Роль химического эксперимента в реализации проекта «Точка роста» / Ю.А. Скиданова, П.Д. Васильева // Актуальные проблемы химического и экологического образования. Верховский-150: материалы 68-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 11-13 мая 2023 г.): материалы конференции / под науч. ред. Ю. Ю. Гавронской. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. – С. 124-127.

7. Ильин, В. В. Философия: Учебник для вузов / В. В. Ильин. – Москва : Академический проект, 1999. – 592 с.

8. Кузнецова, Н. Е. Фундаментализация, системность и действенность естественнонаучного образования / Н. Е. Кузнецова // Роль академической науки в развитии современного образования. Вып. 1. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 32.

9. Заграничная, Н. А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования / Н. А. Заграничная, Л. А. Паршутина // Химия в школе. – 2020. – №7. – С. 15-20. 10. Назарова, Т. С. Современные проблемы методики химии // Естественнонаучное образование: вектор развития. Сборник / Под общей ред. академика В. В. Лунина и проф. Н. Е. Кузьменко. – Москва : Издательство Московского университета, 2015. – С. 27-58.

10. Назарова, Т. С. Современные проблемы методики химии // Естественнонаучное образование: вектор развития. Сборник / Под общей ред. академика В. В. Лунина и проф. Н. Е. Кузьменко. – Москва : Издательство Московского университета, 2015. – С. 27-58.

11. Васильева, П. Д. Профессионально-методическая подготовка учителя химии в вузе как самоорганизующаяся система: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / П. Д. Васильева. – Санкт-Петербург, 2004. – 384 с.

12. Оманов, X. Т. Философско-педагогические основы химического образования и вопросы его совершенствования: автореф….д-ра пед. наук. 13.00.02 / Х. Т. Оманов. – Ташкент, 1995. – 48 с.

13. Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2009. – 320с.

14. Асанова, Л. И. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Л. И. Асанова, И. Е. Барсуков, Л. Г. Кудрова и др.]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 84 с.

15. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии в педагогическом образовании: анализ состояния и перспективы развития / Н. В. Бордовская, Е. А. Кошкина // Педагогической образование в современной России: стратегические ориентиры развития. – Москва; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство ЮФУ, 2020. – С. 293-308.

16. Комплект кейсов по формированию функциональной (естественно-научной) грамотности / А. А. Журин, Г. А. Казакова, В. Ф. Красноперова и др.; под ред. Л. А. Царевой. – Москва : ФГАОУ ДПО ««Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», 2022. – 406 с.

17. Пентин, А. Ю. Особенности школьного естественнонаучного образования в России в ракурсе международных исследований TIMSS и PISA / А. Ю. Пентин, Г. С. Ковалева, Е. Н. Давыдова, Е. С. Смирнова // Естественнонаучное образование: проблемы, оценки качества / Под общей ред. проф. Г. В. Лисичкина – Москва : Изд-во Московского ун-та, 2018. – С. 42-55.

18. Концепция развития практико-ориентированного профессионального образования в России: сайт. – Режим доступа: firo.ranepa.ru.

19. Успаева, М. Г. STEM-образование: научный дискурс и образовательные практики / М. Г. Успаева, А. М. Гачаев // Управление образованием: теория и практика / Educftion Manegement Review. Том 12 (2022). №9 /Volume 12 (2022). Issue 9., c. 110-117.

20. Чошанов, М. А. Дидактика и инженерия / М. А. Чошанов. – 5-е изд., электрон. – Москва : Лаборатория знаний, 2024. – 251 с. – (Педагогическое образование). – Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10».

21. Жилин, Д. М. Химический эксперимент в российских школах / Д. М. Жилин // Российский химический журнал. – 2011. – Т.IV. – №4. – С. 48-55.

22. Vasilyeva P.D., Khochaeva S.S., Skidanova J.A., Pikylina N., Badmaev Ch.M. Environmental education of school children based on the stady of environmental problems // Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2022). Proceedings of the International Conference. European Publisher Ltd, 2022. С. 670-677.

23. Пикулина, Н. Ю. Практико-ориентированный подход в дополнительном образовании при проведении занятий по предмету «химия» / Н. Ю. Пикулина // Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов: исследования, инновации и технологии. – 2021. – С. 217-222.

24. Перминова, Л. М. Дидактические основы конструирования интегративного урока // Педагогика. – № 5. – 2021. – С. 17-27.


Рецензия

Для цитирования:


Васильева П.Д., Скиданова Ю.А., Тулина Н.Ю., Тавхаева С.С. Практико-ориентированное обучение химии как основа формирования функциональности знаний школьников: методологические аспекты и опыт внедрения. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(3):21-31. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-20-30

For citation:


Vasilyeva P.D., Skidanova Y.A., Tulina N.Y., Tavkhaeva S.S. Practice-oriented chemistry teaching as a basis for forming the functionality of students’ knowledge: methodological aspects and implementation experience. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(3):21-31. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-20-30

Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)