Философские основы системы образования «Уhуйуу»
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-1-44-51
Аннотация
Новая цифровая культура, перспективы развития образования в третьем тысячелетии, задачи гуманизации образования объективно выдвигают на первый план философское осмысление этнопедагогических методов воспитания в контексте развития региональной системы образования. В условиях трансформации ценностных установок в молодежной среде необходима соответствующая модель воспитания и образования молодых людей, связанная с творческим развитием и формированием целостной мировоззренческой культуры, нравственной устойчивости, патриотического духа. В современных условиях приоритетная задача заключается в том, чтобы выявить в развитии социально-философских исследований уникальные особенности традиционных этнопедагогических методов воспитания и образования. С точки зрения методики, это достигается, прежде всего, приобщением обучающихся к определенной системе этнокультурных ценностей, обычаев и традиций. В этой связи в статье представлены анализ и описание опыта работы летней школы для юношей «Мандар Уус кыһата». В течение многих лет летняя школа активно развивается и в настоящее время данный проект работает как этнокультурный центр, разработанный педагогами Баягинского наслега и Таттинского лицея им. А. Е. Мординова, на основе учения Бориса Федоровича Неустроева – Мандар Уус. В связи с этим проанализирована и охарактеризована система якутского образования «Уһуйуу», которая является интегральной моделью обучения и воспитания, опирающаяся на генеалогические методы исследования педагогических династий. Представленная модель продолжает традиции этнопедагогических методов воспитания, образования и направлена на сохранение, возрождение, распространение традиционных этнокультурных и духовно-нравственных ценностей в современном мире. Следует отметить важность выработки практических навыков, умений у обучающихся и необходимость непрерывного саморазвития и адаптации к изменяющимся условиям. Результаты исследования могут внести вклад в область социально-философских исследований, затрагивающих вопросы изучения основ педагогической культуры семьи в контексте развития региональной системы образования. Опыт и итоги работы могут быть использованы при разработке региональных программ реализации семейной политики и социальной поддержки молодежи
Об авторах
Е. П. ЯковлеваРоссия
ЯКОВЛЕВА Евдокия Павловна – к. филос. н., доцент кафедры философии
г. Якутск
И. М. Луковцева
Россия
ЛУКОВЦЕВА Ираида Михайловна – учитель математики
с. Ытык Кюель
Список литературы
1. Cагатовский, В. Н. Философские основания педагогической деятельности / В. Н. Сагатовский // Вестник высшей школы. – № 1. – Москва, 1987. – С. 22-32.
2. Науменко, Н. М. Воспитание культуры педагогической деятельности учителя в наследии В. А. Сухомлинского (40-х – 60-х гг XX века): автореф. дис... канд. пед. наук / Н. М. Науменко. – Оренбург, 2008. – 24 с.
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – Москва : Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0078/1_0078-30.shtml#book_page_top (дата обращения: 18.02.2024).
4. Бондаревская, Е. В. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в федеральном университете. Образовательный метапроект: монография / Е. В. Бондаревская; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издво ЮФУ, 2015. – 216 с.
5. Винокурова, У. А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации / У. А. Винокурова. – Новосибирск: ВО «Наука»; Сибирская издательская фирма, 1992. – 144 с.
6. Кондратьев, П. П. Сатабыл. Учууталларга аналлаах кинигэ / П. П. Кондратьев. – Дьокуускай: Үөрэх үлэһиттэрин идэтин үрдэтэр ин-т изд-та, 2004. – 88 с.
7. Сивцева, И. А. Уһуйуу ньыматын ситимэ. Учууталга аналлаах кинигэ / И. А. Сивцева.– Чапаев : «Өлүөнэ дойдута» физико-математическай форум изд-та, 2006. – 79с.
8. Мординов, А. Е. Избранные труды: в 2 томах. / А. Е. Мординов; [сост.: Е. М. Махаров и др; отв. Ред. д. филос. н., проф. АН РС(Я) Е. М. Махаров]; ГОУ ВПО. – Якутск : Бичик, 2010. – Т. 2. – 2010. – 368 с.
9. Пирогов, Н. И. Собр. соч. в 8 т. / Н. И. Пирогов. – Москва, 1962. – Т. 8. – 435 с.
10. Попов, Б. Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: традиции и инновации / Б. Н. Попов. – Новосибирск: Наука, 1993. – 260 с.
Рецензия
Для цитирования:
Яковлева Е.П., Луковцева И.М. Философские основы системы образования «Уhуйуу». Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(1):44-51. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-1-44-51
For citation:
Yakovleva E.P., Lukovtseva I.M. The philosophical foundations of the Uhuyu education system. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(1):44-51. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-1-44-51