Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Лингвокультурный потенциал художественного текста на занятиях по русскому языку как иностранному

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-1-15-24

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению лингвокультурного потенциала художественного текста на занятиях по русскому языку как иностранному. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью реализации одного из важных методических положений – принципа взаимосвязи языка и культуры. Художественный текст аккумулирует в себе культурную память народа, поэтому становится источником лингвокультурной информации, которая репрезентируется языковыми единицами, содержащими культурно значимые компоненты. Цель работы – выявление лингводидактических возможностей художественного текста (на примере поэтического текста М. И. Цветаевой) для применения в практике преподавания русского языка как иностранного. В статье описано пространство культуры как способ отражения мировоззрения народа, раскрыты взаимосвязи текста и культуры, выявлены и описаны признаки художественного текста (имажинативность, эстетическая функция, эмоциональная окраска, наличие изобразительно-выразительных средств, многозначность и интерпретируемость, проявление творческой индивидуальности автора). Художественный текст рассматривается как источник лингвокультурной информации в трех аспектах: языковом, культурном, эмоциональном. Как единица обучения художественный текст представляет собой комплексный и структурированный носитель информации, выполняющий разнообразные функции: развитие компетенций, совершенствование навыков и умений, формирование и развитие критического и творческого мышления, ценностных установок, поддержки метакогнитивных навыков, сформированных в практике освоения родного языка и культуры. Представлена методическая разработка занятия по русскому языку как иностранному, в котором анализируется поэтический текст М. И. Цветаевой. На уроке студенты знакомятся с новыми словами, постигают глубинные смыслы, заложенные автором текста, выявляют изобразительно-выразительные средства, обеспечивающие реализацию эмоциональной и эстетической функций поэтического текста. На основании проведенной работы сделан вывод о том, что художественные тексты помогают обучающимся погрузиться в контекст русской культуры и оценить культурное наследие носителей русского языка.

Об авторах

Т. Г. Бочина
Казанский федеральный университет
Россия

БОЧИНА Татьяна Геннадьевна – д. филол. н., профессор

г. Казань



Д. А. Бастриков
Казанский федеральный университет
Россия

БАСТРИКОВ Даниил Алексеевич – аспирант

г. Казань



Список литературы

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва : ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. – Москва : Международные отношения, 1990. – 336 с.

3. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. – Москва : Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. – 352 с.

4. Лотман, Ю. М. Память в культурологическом освещении / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Из- бранные статьи. – Т. 1. – Таллин : Александра, 1992. – С. 200-202.

5. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург : Искусство – СПБ, 2000. – 704 с.

6. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультуральная природа ментальности / Н. Ф. Алефиренко // Язык. Словесность. Культура. – 2011. – № 1. – С. 23-43.

7. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.

8. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста / Н. С. Болотнова. – Москва : Флинта, 2021. – 520 с.

9. Акишина, А. А. Учимся учить / А. А. Акишина, О. Е. Каган. – Москва : Русский язык. Курсы, 2012. – 256 с.

10. Цветаева, М. И. Имя твое – птица в руке … (из цикла «Стихи к Блоку) – URL: https://www.culture.ru/poems/33688/imya-tvoe-ptica-v-ruke (дата обращения: 15.03.2024).

11. Анализ сложности текста https://textometr.ru/ (дата обращения: 15.03.2024).

12. Марина Цветаева: факты из жизни легендарной поэтессы» https://youtu.be/viN4QslPftg?si=4ZBZ8mpAzakfC4g4 (дата обращения: 15.03.2024).

13. Имя твоё – птица в руке…». Исполняет Дарья Мельникова»: https://www.youtube.com/watch?v=bBqMmsZ_wAM (дата обращения: 15.03.2024).

14. «М. Цветаева «Имя твое» – читает Алиса Фрейндлих»: https://www.youtube.com/watch?v=mBJX2daFVp0 (дата обращения: 15.03.2024).

15. «Галина Вайханская – Имя твоё (стихи Марины Цветаевой)»: https://www.youtube.com/watch?v=HyUTw9UzwRc. (дата обращения: 15.03.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Бочина Т.Г., Бастриков Д.А. Лингвокультурный потенциал художественного текста на занятиях по русскому языку как иностранному. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(1):15-24. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-1-15-24

For citation:


Bochina T.G., Bastrikov D.A. The linguistic and cultural potential of a literary text in Russian as a foreign language classes. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(1):15-24. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-1-15-24

Просмотров: 319


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)