Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Место элективных дисциплин в формировании профессиональных и универсальных компетенций магистрантов программы «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного»

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-65-71

Аннотация

Элективные дисциплины являются одним из средств формирования универсальных и профессиональных компетенций в магистратуре. Учитывая, что элективные дисциплины – это обязательные дисциплины по выбору, которые входят в вариативную часть Компетентностно-ориентированного учебного плана основной образовательной программы высшего образования в магистратуре, их роль в формировании универсальных и профессиональных компетенций возрастает и требует системного подхода к моделированию программы обучения, что и обусловливает актуальность проведенного исследования. Цель статьи – проанализировать пути формирования профессиональных и универсальных компетенций обучающихся при помощи элективных дисциплин в области лингвистики в условиях поликультурного обучения. В статье обобщен опыт кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания по совместному обучению российских и иностранных студентов в программе магистратуры «Русский язык и русская культура в аспекте РКИ» (направление Лингвистика). При этом использовались методы теоретического анализа, синтеза, интерпретации, обобщения. Основные результаты: система элективных дисциплин должна коррелировать с дисциплинами базовой части программы и представлять собой единое целое; дисциплины базовой и вариативной части программы разработаны в соответствии с тремя научными направлениями проведения исследований в выпускных квалификационных работах магистрантов, а именно – исследование текста, лингвокультурологические и функционально-семантические исследования; элективные дисциплины объединяются в три блока в соответствии с направлениями исследований магистрантов. В статье представлены проблематика элективов, а также формы взаимодействия российских и иностранных обучающихся в ходе выполнения проектных заданий в элективах. Делается вывод о том, что при моделировании программы необходимо учитывать возможности поликультурного обучения для формирования профессиональных и универсальных компетенций.

Об авторе

Т. И. Попова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Попова Татьяна Игоревна – д. филол. н., профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания

Санкт-Петербург 



Список литературы

1. Жулева, М. С. Педагогические условия реализации элективных курсов в системе высшего образования (на материале опыта вузов города Тюмени) / М. С. Жулева, И. В. Шулер // Общество: социология, психология, педагогика. – 2023. – № 1. – С. 121-127. – URL : https://doi.org/10.24158/spp.2023.1.18

2. Ионова, Ю. В. Элективные курсы как способ реализации компетентностного подхода в образовании / Ю. В. Ионова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2015. – № 2. – С. 51-64.

3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 992 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. – URL : https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/450402_%D0%9C_3_17062021.pdf (дата обращения 30.11.2023).

4. Латухина, А. Л. Профессиональный портрет преподавателя русского языка как иностранного: компетентностный подход / А. Л. Латухина, Ю. А. Маринина // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – № 4. – URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1148/814 (дата обращения 12.12.2023).

5. Образовательный стандарт высшего образования Санкт-Петербургского университета. Утвержден 09.08.2018. – URL: https://spbu.ru/sveden/eduStandarts (дата обращения 12.12.2023).

6. Методология научного исследования в магистратуре РКИ: учебное пособие / И. М. Вознесенская, Д. В. Колесова, Т. И. Попова, К. А. Рогова, О. В. Хорохордина; под ред. Т. И. Поповой. – СанктПетербург : Издательство СПбГУ, 2018. – 320 с.

7. Компетентностно-ориентированный учебный план основной образовательной программы высшего образования «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» по уровню магистратура, по направлению (специальности) 45.04.02 Лингвистика. СПБГУ, 2023.

8. Галиахметова, А. Т. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности у студентов ВУЗа / А. Т. Галиахметова, Е. А. Андреева // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 4. – С. 23-25.

9. Фёльдеш, Ч. Межкультурная коммуникация в профессиональной подготовке магистрантов: концепция и структура совместного образовательного проекта / Ч. Фёльдеш, В. П. Фурманова. – DOI 10.15507/1991-9468.101.024.202004.591-607 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24. – № 4. – С. 591-607.


Рецензия

Для цитирования:


Попова Т.И. Место элективных дисциплин в формировании профессиональных и универсальных компетенций магистрантов программы «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного». Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(4):65-71. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-65-71

For citation:


Popova T.I. Place of elective disciplines in the formation of professional and universal competences of Master’s students of the program “Russian language and Russian culture in the aspect of Russian as a foreign language”. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(4):65-71. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-65-71

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)