Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Формирование ценностных ориентаций обучающихся посредством эпоса олонхо

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-14-19

Аннотация

Актуальность формирования ценностных ориентаций молодежи в современных условиях: недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы с учетом региональных, в частности этнопедагогических условий, определили выбор темы исследования. В период любого кризиса общества наиболее уязвимым слоем населения является молодежь. Перед образованием стоит задача формирования ценностных ориентаций обучающихся на основе традиционных ценностей: ценностях семьи, национальной культуры, здорового образа жизни и т. д. В данной статье рассматривается эпос как средство формирования ценностных ориентаций обучающихся. При разработке подходов содержания и логики исследования опирались на труды: философов Л. В. Баевой, Д. А. Леонтьева, Н. О. Лосского и др.; социологов В. Г. Алексеева, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова и др.; психологов Б. С. Алишева, А. Г. Асмолова, Б. С. Братусь и др.; педагогов А. В. Кирьяковой, Д. А. Немцовой, М. А. Расуловой и др. В исследовании авторы опирались на идеи личностно-ориентированного образования Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И. С. Якиманской и др.; теории деятельностного подхода в работах Г.С. Батищева, Э. В. Ильенкова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.; идеи и положения этнопедагогики Г. Н. Волкова, Н. Д. Никандрова, И. С. Портнягина, А.Д. Семеновой и др. Разработка программы «Потенциал эпоса олонхо в воспитании» проводилась на основе работ якутских ученых Н. В. Емельянова, В. В. Илларионова, П. А. Ойунского и др. Для реализации цели исследования, структурирования содержания материала использованы следующие методы исследования: общетеоретические (анализ и синтез, дедукция и обобщение); эмпирические (наблюдение, экспертный опрос, анкетирование, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ полученных результатов). В статье определены теоретико-педагогические основания и разработаны рациональные педагогические пути, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО). Результативность процесса формирования ценностных ориентаций в учреждениях СПО достигается созданием программы приобщения подрастающего поколения к национальной культуре народа саха посредством эпоса олонхо. В результате реализации разработанной программы «Потенциал эпоса олонхо в воспитании» произошли принципиальные изменения в воспитательной деятельности СПО. Результаты исследования у КГ и ЭГ на конец эксперимента: высокий уровень – 10% (10 чел.) – ЭГ 24% (24 чел.); средний уровень – КГ 69% (69 чел.) – ЭГ 70% (70 чел.); низкий уровень – КГ 21% (21) – ЭГ 6% (6 чел.). Полученные данные у КГ и ЭГ позволяют сделать вывод, что заинтересованность нравственными ценностями преобладает, чем заинтересованность материальными ценностями. Проведенное исследование подтвердило эффективность и реализуемость предложенной программы «Потенциал эпоса олонхо в воспитании».

Об авторах

А. В. Иванова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

Иванова Августина Васильевна – д. пед. н., профессор кафедры начального образования педагогического института

Якутск 



М. Д. Олесова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

Олесова Мария Денисовна – аспирант 3 курса педагогического института

Якутск 



Список литературы

1. Ростовская, Т. К. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции: монография / Т.К. Ростовская, Т.Б. Калиев. – Москва : РУСАЙНС, 2019. – 228 с.

2. Неустроев, Н. Д. Эпос олонхо как источник воспитания народа саха / Н. Д. Неустроев, А. Н. Неустроев; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2019. – N9 (102). – С. 17-19.

3. Иванова, А. В. Воспитательная деятельность по формированию ценностных ориентаций обучающихся колледжа / А. В. Иванова, М. Д. Олесова // Афанасьевские чтения. Инновации и традиции педагогической науки – 2022: сборник материалов XXII Всероссийской НПК, посвященной 105-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора В.Ф. Афанасьева (Алданского) «22 марта 2022 г., г. Якутск). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. – 1 электрон. Опт. Диск (СD-R) / – DOI: 10.52376/978-5-907541-34-4.

4. Ойунский, П. А. Нюргун Боотур Стремительный: Якут.героич. эпос олонхо. Воссоздал на основе нар. сказаний Платон Ойунский / Пер. на рус. яз. В. Державин; [Послесл. и коммент. И. В. Пухова]. – 2-е изд. – Якутск : Якутское книжное издательство, 1982. – 431 с.

5. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – Москва : Смысл, 1992. – 16 с.


Рецензия

Для цитирования:


Иванова А.В., Олесова М.Д. Формирование ценностных ориентаций обучающихся посредством эпоса олонхо. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(4):14-19. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-14-19

For citation:


Ivanova A.V., Olesova M.D. Formation of value orientations in students through the olonkho epic. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(4):14-19. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-14-19

Просмотров: 230


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)