Применение проектной технологии в обучении русскому языку как иностранному (на примере темы «День Республики Саха (Якутия)»)
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-5-13
Аннотация
Статья посвящена практическому применению метода проектов в обучении русскому языку как иностранному, позволяющему активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, развить их навыки общения и работы в команде. Автор рассматривает организацию проектной технологии при изучении курса «Страноведение» в группе китайских бакалавров, а именно темы «Республика Саха (Якутия)». На предтекстовом этапе проводится лексическая работа с новыми словами, предложен перевод на китайский язык слов, не входящих в лексический минимум студентов, владеющих русским языком на базовом уровне. Разработан учебный текст о Республике Саха (Якутия). На послетекстовом этапе осуществляется работа по вопросам на осмысление прочитанного, выполнение грамматических заданий по употреблению и образованию полных форм причастий и склонению количественных и порядковых числительных. Представлены разработанные студентами творческие проекты на тему «Достопримечательности города Якутска», включающие иллюстрированный русско-китайский терминологический словарь, информацию о культурных объектах, отзывы студентов. Итоговым творческим заданием стало выполнение кейса – создание макета праздничной открытки к Дню Республики Саха (Якутия). Презентуя свою работу, студенты развивали навыки устной монологической связной речи. В заключении автор статьи приходит к выводу о целесообразности и эффективности реализации проектной методики в обучении русскому языку как иностранному, способствующей творческой активности студентов и совершенствованию их коммуникативных навыков.
Об авторе
Е. В. ДишкантРоссия
Дишкант Елена Валерьевна – к. филол. н., доцент кафедры русского языка как иностранного филологического факультета
Якутск
Список литературы
1. Григорян, А. А. Проектная деятельность как одна из эффективных технологий обучения студентов-иностранцев в условиях цифровизации высшего образования / А. А. Григорян // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-3. – С. 10-14.
2. Туйлиева, Л. А. Метод проектов в обучении русскому языку как иностранному / Л. А. Туйлиева // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХIII Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 24 мая 2022 года. – Москва : Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. – С. 1082-1090.
3. Дорофеева, С. А. Методы преподавания страноведческого материала на занятиях по русскому языку как иностранному в техническом вузе / С. А. Дорофеева, Н. А. Кокошникова, Н. В. Кондрашова // Русское слово в многоязычном мире : Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ, Нур-Султан, Казахстан, 29 апреля – 03 2019 года / Редколлегия: Н.А. Боженкова, С.В. Вяткина, Н.И. Клушина [и др.]. – Нур-Султан, Казахстан: Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы «МАПРЯЛ», 2019. – С. 1007-1012.
4. Кузьмина, О. В. Проектная работа на уроке страноведения с использованием современных компьютерных технологий / О. В. Кузьмина // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. – 2006. – № 4. – С. 31-33.
5. Коростова, С. В. Традиционный и инновационный контент как основа проектной деятельности в курсе русского языка как иностранного / С. В. Коростова, И. В. Нефедов // Русистика. – 2020. – Т. 18, № 1. – С. 85-96.
6. Разуваева, Л. В. Метод проектов на уроках русского языка как иностранного как один из способов обучения специальности / Л. В. Разуваева, С. В. Шерстникова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2(287). – С. 66-69.
7. Сайфеева, К. М. Проектная технология как элемент инновационных продуктивных технологий в обучении РКИ / К. М. Сайфеева // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: Сборник материалов IV Международной научно-методической онлайн-конференции, Курск, 14 мая 2019 года. – Курск : Курский государственный медицинский университет, 2019. – С. 136-141.
8. Черненок, М. А. Применение проектной технологии в обучении студентов русскому языку как иностранному / М. А. Черненок // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 85-5. – С. 39-44.
9. Казакова, Е. В. Метод проектов в системе педагогических технологий обучения русскому языку как иностранному / Е. В. Казакова // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. – 2013. – Т. 12, № 2(105). – С. 101-105.
10. Соколова, Ю. А. Формирование социокультурной адаптации иностранных студентов в рамках практико-ориентированного проекта «Мы в России» / Ю. А. Соколова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2019. – № 7(204). – С. 130-139.
11. Вяткина, И. В. Метод проектов при обучении русскому языку как иностранному с использованием информационно-коммуникационных технологий / И. В. Вяткина // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». – 2019. – Т. 2. – С. 96-99.
Рецензия
Для цитирования:
Дишкант Е.В. Применение проектной технологии в обучении русскому языку как иностранному (на примере темы «День Республики Саха (Якутия)»). Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(4):5-13. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-5-13
For citation:
Dishkant E.V. Application of project technology in teaching Russian as a foreign language: the case of topic «Day of the Sakha Republic (Yakutia)». Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(4):5-13. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-5-13