Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Сравнительный анализ эффективности изотерапии в реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-3-72-83

Аннотация

 Арт-терапевтические технологии получили широкое применение в образовательных, реабилитационных и социальных учреждениях. Считается, что использование различных методов арт-терапии помогает детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в образовательные и реабилитационные процессы. В специальной и психолого-педагогической литературе аккумулирован богатый материал об адаптирующем, корригирующем и терапевтическом влиянии арт-терапевтических технологий, где основой служит творческий характер процесса взаимодействия психолога с подопечными. Одним из наиболее распространенных и доступных методов арт-терапии можно назвать изотерапию. В специальной литературе подчеркивается эффективность изотерапии при коррекции перцептивной и эмоционально-волевой сферы, способствует развитию высших психических функций. В данной статье представлен опыт мониторинга динамики психической деятельности детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности в период прохождения реабилитации, где одним из психолого-педагогических воздействий выступала изотерапия. Методы исследования: карты наблюдений за детьми с ограниченными возможностями здоровья во время занятий изотерапией. Пункты карты наблюдений составлены исходя из трехуровневой программы реабилитации по методу изотерапии. Для выявления связей между показателями психической деятельности испытуемых применялся коэффициент корреляции r-Пирсона. С целью определения эффективности изотерапии – критерий W Вилкоксона. Результаты исследования представляют сравнительный анализ эффективности изотерапии у трех разных групп детей с ОВЗ. Наиболее заметные позитивные сдвиги наблюдаются в выборках детей со средней и легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Для группы детей с тяжелыми интеллектуальными и психофизическими нарушениями занятия изотерапией способствуют подтягиванию части детей на средний уровень. Отсутствие положительной динамики у детей данной группы обусловлено особенностями нарушенной сенсомоторной деятельности, слабой или почти отсутствующей дифференциации психических процессов. Особого внимания на занятиях изотерапии заслуживает воображение, изучение которого у детей с интеллектуальными нарушениями является актуальной в современной коррекционной психологии.

Об авторе

Л. Д. Старостина
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

к.психол.н., доцент кафедры психологии и социальных
наук Института психологии



Список литературы

1. Зеленкова, И. В. Изотерапия с девиантными подростками / И. В. Зеленкова // Социосфера. – Пенза, 2014. – С. 108-111.

2. Назарова, З. Я. Изотерапия в коррекционной работе / З. Я. Назарова // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 ч. – Тамбов, 2013. – С. 104-106.

3. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии /А. И. Копытин. – Санкт-Петербург : Питер, 2002.

4. Каяшева, О. И. Арт-терапия: теория и основные методы в психологической практике / О. И. Каяшева. – Санкт-Петербург : НИЦ АРТ, 2015. – 452 с.

5. Алексеева, М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя / М. Ю. Алексеева. – Москва, 2003.

6. Аметова, Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт / Л. А. Аметова. – Москва, 2003.

7. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – Санкт-Петербург : Речь, 2003.

8. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко. – Москва : Изд. центр «Академия», 2001.

9. Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 253 с.

10. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Сидова, В. Ю. Слепова, Т. В. Смагина. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

11. Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С. К. Кожохина. – Москва : ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.

12. Воробьева, А. А. Оценка воздействия творческих методик в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Воробьева, М. С. Иваницкая // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 9. – URL : https://psychology.snauka.ru/2014/09/3660 (дата обращения: 15.10.2022).

13. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – Москва : Владос, 2003. – 32 с.

14. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью : Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.03 / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – Москва, 2003. – 48 с.

15. Изобразительная деятельность в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в новых формах дошкольного образования / Г. В. Кузнецова [и др.]// Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 3. – С.20-30.

16. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – Москва : Теревинф, 1997.

17. Боровик, О. В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: автореф. дисс автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.03. – Москва, 1999.

18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн; изд. 2-е, 1946 г. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 720 с.

19. Кузьмичева, А. В. Особенности изучения воображения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А. В. Кузьмичева, Т. И. Лях // Сборник материалов Международного научного форума «Наука. Образование. Культура». – Гжель. – 22 ноября 2017. – С. 99-101.

20. Юдина, В. А. Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / В. А. Юдина. – Нижний Новгород, 2010. – 25 с.


Рецензия

Для цитирования:


Старостина Л.Д. Сравнительный анализ эффективности изотерапии в реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(3):72-83. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-3-72-83

For citation:


Starostina L.D. comparative analysis of the effectiveness of isotherapy in the rehabilitation of children with intellectual disabilities. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(3):72-83. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-3-72-83

Просмотров: 250


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)