Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Место цифровой «ойкумены» в системе обучения русскому языку иностранцев в СВФУ

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-3-43-50

Аннотация

В статье анализируются новые тенденции в развитии современной русистики, связанные с поисками учеными-методистами эффективных форм и средств обучения иностранцев русскому языку. Исследуются пути и приёмы развития современного научного мышления для практического изучения иностранцами русского языка; обращается внимание на создание нового вектора методики обучения русского языка иностранцев, связанного с демократизацией языковых норм; говорится о роли цифровых технологий в филологическом образовании и новых направлениях дисциплинарной науки – цифровой гуманитаристики и её разделах таких, как «корпусные технологии в филологии», «большие данные в филологии», «корпусная лингвистика», «национальный корпус русского языка»; указывается на роль литературы в системе обучения русскому языку иностранцев с использованием сквозных цифровых технологий, рассматриваются идеи создания новой модели обучения, связанной с воспитанием гражданина мира, носителя этнического сознания и менталитета, выдвигается идея педагогической ценности кибертекста как нового вида учебного текста. В статье раскрыто понятие «цифровая ойкумена» применительно к методике преподавания РКИ в СВФУ, указаны её роль и место в системе обучения русскому языку иностранцев; показана авторская методика обучения иностранцев русскому языку с использованием практико-ориентированных традиций семиотики, мнемотехники, эргономики, в системе графико-семиотического анализа художественного произведения. Использование этой методики поможет сделать образовательный процесс более интенсивным, будет способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности, формированию понимания профессиональных компетенций, расширению и углублению информационной культуры обучающихся.

Об авторе

С. М. С. М. Петрова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

д. пед. н., профессор, заведующий кафедрой русского языка как иностранного



Список литературы

1. Мельникова, О.А. Манипуляция общественным мнением и глобальная кибербезопасность : монография / О. А. Мельникова. – Москва : Гнозис, 2021. – 204 с.

2. Азимов, Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавания русского языка как иностранного: методическое пособие / Э. Г. Азимов. – Москва : Русский язык. Курсы, 2012. – 352 с.

3. Пугачев, И. А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного : монография. – Москва : РУДН, 2011. – 284 с.

4. Хомяков, С. А. Современные технологии при обучении РКИ, или преподаватель в новой реальности / С. А. Хомяков // Педагогический журнал. – 2020. – Т. 10. – № 5А. – С. 274-280.

5. Клобукова, Л. П. Новые подходы к организации профессионально ориентированного преподавания русского языка как иностранного: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ: в 15 т. / Л. П. Клобукова, Клаус Вашик, Лео Вешманн // Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г., Гранадский университет, Фонд «Русский мир». – Санкт-Петербург, 2015. – С. 477-482.

6. Гарцов, А. Д. Новые приоритеты методики преподавания РКИ / А. Д. Гарцов // Вестник РУДН, сер. Русский и иностранный языки и методика их преподавания. – 2005. – №1. – С. 78-85.

7. Степаненко, В. А. Изменение вектора методики РКИ в соответствии с новыми запросами общества / В. А. Степаненко // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. – 2016. – №5. – С. 2068-2072.

8. Веклич, М. В. Цифровые технологии для филологов: лингводидактический аспект / М. В. Веклич // Векторы развития русистики и лингводидактики в контексте современного филологического образования. Сб. материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. З. Р. Аглеевой, Л. Ю. Касьяновой, М. Л. Лаптевой. – Астрахань, 2021. – С. 133-142.

9. Артемова, А. А. Применение сквозных цифровых технологий в преподавании русского языка / А. А. Артемова // Русский язык и русская литература в поликультурном пространстве и профессиональной коммуникации. Сб. докладов участников Национальной научно-практической конференции. Под ред. И.Н. Никитиной, Н.В. Трошиной. – Брянск, 2021. – С. 4.

10. Нурматова, М. Х. К вопросу об этноориентированном образовании (Республика Узбекистан) / М. Х. Нурматова // European science. – 2019. – № 6. – С. 65-67.

11. Барышникова, Н. Г. Модель обучения русскому языку как иностранному с учетом особенностей концептосферы учащихся / Н. Г. Барышникова, Т. А. Головина, В. Ф. Стенина // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – №6. – С. 34-39.

12. Федорченко, С. Н. Государство-цивилизация в цифровой ойкумене. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=52663669/; Полюдова, Е. Н. Виртуальная ойкумена: онтологическая парадигма педагогики искусства и музейной деятельности в условиях COVID-19. Педагогика искусства. – URL : http://www.art-education-journal. – №4. – 2020. – p. 32-39.

13. У льдов на краю Ойкумены. Русское Устье. Возвращение к истокам / сост. Е. А. Аммосова, И. А. Чикачёв; ред. Е. Н. Аммосова. – Якутск : Литературный фонд, 2015. – 276 с.

14. Бердникова, Т. А. Языковая ойкумена как часть культурного кода русских арктических старожилов Якутии (русские диалекты Якутии в системе профессиональной подготовки учителей русского языка и литературы)/ Т. А. Бердникова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». – 2022. – № 4. – С. 7-18.

15. Петрова, С. М. Инновационная методика:литература, семиотика, графика в системе обучения русскому языку как иностранному : учебное пособие / С. М. Петрова. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2020. – 128 с.

16. Акишина, А. А. Кибертекст как новый вид учебного текста в цифровой среде обучения РКИ / А. А. Акишина, А. В. Тряпельников // Cross-Cultural Studies: Education and Science. – 2018. – Т. 3. – № 3. – С. 205-211.

17. Петрова, М. Н. Написание эссе-эффективный метод творческого развития личности будущего врача / М. Н. Петрова // Сб. «Международный научно-образовательный форум «Education, форвард!», «Образование в течение всей жизни»: непрерывное образование в условиях глобализации». – 2015. – С. 459-464.


Рецензия

Для цитирования:


С. М. Петрова С.М. Место цифровой «ойкумены» в системе обучения русскому языку иностранцев в СВФУ. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(3):43-50. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-3-43-50

For citation:


Petrova S.M. The place of the digital «ecumene» in the system of teaching the Russian language to foreigners at neFU. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(3):43-50. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-3-43-50

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)