Активизация подготовки научных кадров в области педагогики посредством олимпиады аспирантов
Аннотация
На сегодняшний момент предъявляются особые требования в подготовке научно-педагогических кадров в Российской Федерации. Цель статьи в обосновании основных компетенций современного отечественного аспиранта и обобщении лучших практик проведения олимпиад для аспирантов по педагогическим наукам. Представлена характеристика компетенций молодого исследователя, предложены основные soft-компетенции (принятие решения проблемы, убеждения и др.) и hard-компетенции (сбор и интерпретация данных, выбор и применение методов исследования, организация и проведение научно-исследовательской работы и др.). Приводятся примеры проведения олимпиады аспирантов в российских вузах. Демонстрируется организация олимпиады «Научный поиск» для аспирантов 1-4 года обучения по специальности 5.8.1 – Общая педагогика, история педагогики и образования в ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».
Об авторах
С. В. ПанинаРоссия
ПАНИНА Светлана Викторовна – к. п. н., доцент кафедры педагогики
г. Якутск
И. С. Алексеева
Россия
АЛЕКСЕЕВА Ирина Степановна – к. п. н., доцент кафедры педагогики
г. Якутск
Список литературы
1. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. – URL: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pd (Дата обращения 15.05.2023).
2. Лыжин, А.И. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире / А. И. Лыжин, А. А. Коновалов // Высшее образование сегодня. – 2021. – № 4. – С. 14-19.
3. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2008. – 500 с.
4. Осипова, И. В. К вопросу о мониторинге soft-компетенций педагогов профессиональной школы / И. В. Осипова, А. А. Шаров // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: сб. материалов 25-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 7-8 апреля 2020. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет. – 2020. – Т. 1. – С. 102-105.
5. Фадеева, И. М. Компетенции молодых ученых для научно-исследовательской деятельности и академической карьеры / И. М. Фадеева, О. Ю. Осипова, Е. С. Фадеева // Интеграция образования. – 2012. – № 1 (66). – С. 7-13.
6. Олимпиада аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество»: 8 лет совместного поиска. Информационно-аналитические материалы. – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2014. – 37 с.
7. Официальный сайт Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского. – URL: https://yspu.org/Main_Page (Дата обращения 15.05.2023).
8. Открытая международная олимпиада студентов и молодых специалистов Petropolitan Science (Re)Search // Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета. – URL: https://psrs.spbu.ru/ (Дата обращения 20.05.2023).
9. Международная олимпиада Ассоциации «Глобальные университеты» Open Doors для абитуриентов магистратуры и аспирантуры // Официальный сайт Сибирского федерального университета. – URL: https://edu.sfu-kras.ru/OpenDoors (Дата обращения 20.05.2023).
10. Первая олимпиада аспирантов «Научный поиск» // Официальный сайт Северо-Восточного федерального университета. – URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/news/detail.php?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=204789 (Дата обращения 20.05.2023).
11. Голиков, А. И. Пути модернизации аспирантуры в федеральном университете / А. И. Голиков, В. П. Игнатьев, П. Н. Николаев // Высшее образование сегодня. – 2022. – № 1-2. – С. 18-22.
12. Николаева, А. Д. Подготовка нового поколения научно-педагогических кадров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 126-130. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24390409 (Дата обращения 20.05.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Панина С.В., Алексеева И.С. Активизация подготовки научных кадров в области педагогики посредством олимпиады аспирантов. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(2):31-40.
For citation:
Panina S.V., Alekseeva I.S. Activation of the training of scientific staff in the field of pedagogy through the postgraduate Olympiad. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(2):31-40. (In Russ.)