Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Профессиональное выгорание у социальных работников

Аннотация

Статья посвящена изучению процесса профессионального выгорания, возникающего у социальных работников. Профессиональное выгорание у социальных работников является актуальной проблемой для изучения, поскольку именно личность специалиста представляет собой внешний ресурс, от которого зависит качество оказываемой помощи клиенту. Также актуальность исследования профессионального выгорания обусловлено спецификой деятельности социальных работников – постоянное общение с клиентами, имеющими трудную жизненную ситуацию, может способствовать формированию выгорания. При возникновении эмоционального и профессионального выгорания у социального работника формируется эмоциональная и поведенческая ригидность, что негативно сказывается на взаимодействии в диаде «клиент – социальный работник». Возникновение безразличного поведения в процессе профессиональной деятельности социального работника усложняет установление доверительного контакта с клиентами, а также механистическим выполнением своих должностных обязанностей. В данной статье автор придерживается трехфакторной модели изучения профессионального выгорания, предложенной К. Маслач. Исходя из трехфакторной модели, в эмпирическом исследовании рассмотрено явление профессионального выгорания у социальных работников в трех компонентах: эмоциональное истощение, цинизм и деперсонализация, чувство компетентности или отсутствия достижений и продуктивности на работе. Были опрошены социальные работники, с целью выявления их профессионального выгорания. В исследовании применялись метод интервьюирования, опросник выгорания Маслач (Maslach Burnout Inventory). Также выявление профессионального выгорания у социальных работников в рамках эмпирического исследования статьи позволит дать некоторые рекомендации по профилактике выгорания, поскольку от личного отношения социального работника зависит качественность и эффективность ведения конкретного случая. 

Об авторе

М. Г. Тимофеева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

ТИМОФЕЕВА Мария Григорьевна – ассистент кафедры «Психология и социальные науки» института психологии

г. Якутск



Список литературы

1. Жигулина, М. А. Профессиональное выгорание как объект исследования в психологической науке / М. А. Жигулина, А. Н. Кононов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2021. – Т. 35. – С. 29-44. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.35.29.

2. Водопьянова, Н. Е. От выгорания к обновлению: опыт и перспективы изучения синдрома выгорания в России / Н. Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Национальный психологический журнал. – 2006. – №1 (1) – С.126-130.

3. Социальная работа: Учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 612 с.

4. Arnold B. Bakker, Evangelia Demerouti, and Ana Isabel Sanz-Vergel. Burnout and Work Engagement: The JD-R Approach // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, March 2014.

5. Wilmar B. Schaufeli, Michael P. Leiter, Christina Maslach. Burnout: 35 years of research and practice // Career Development International. June 2009. 204-220.

6. Василевская, Е. А. Психологическая поддержка педагогов в состоянии эмоционального выгорания : 19.00.07 : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Василевская Елена Александровна. – Самара, 2015. – 22 с.

7. Бабич, О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов : 19.00.01 : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Бабич Ольга Игоревна. – Хабаровск, 2007. – 23 с.

8. Письмо Министерства труда России от 12.04.2022 г. № 26-6/10/В-4751 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по организации профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к совершению противоправных деяний, в организациях социального обслуживания»). Электронный доступ [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_417050/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/] Дата обращения: 06.03.2023 г.

9. Котовская, С. В. Особенности формирования фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля в зависимости от стажа профессиональной деятельности / С. В. Котовская // Международный журнал медицины и психологии. – 2021. – Т. 4. – № 6. – С. 98-103.

10. Боцоева, А. В. Выученная беспомощность, профессиональные страхи и профессиональная отчужденность как детерминанты профессионального и эмоционального выгорания преподавателя / А. В. Боцоева, О. В. Диривянкина, Л. А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-4. – С. 317-319.

11. Hemati Alamdarloo G., Moradi S. Job Burnout in Public and Special School Teachers // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10. – № 2. – С. 63–75.


Рецензия

Для цитирования:


Тимофеева М.Г. Профессиональное выгорание у социальных работников. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(1):64-72.

For citation:


Timofeeva M.G. Professional burnout of social workers. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(1):64-72. (In Russ.)

Просмотров: 831


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)