Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Эффективность взаимодействия на иностранном языке: лексический состав в реализации элементов культурного контекста

Аннотация

Сторонники коммуникативного подхода в преподавании языков особо отмечают тесную взаимосвязанность языка с его культурным содержанием. Вполне очевидно, что каждое слово и любое словосочетание, используемые в общении, имеют культурную соразмерность. Культура является тем средством, с помощью которого члены сообщества получают возможность общаться. Если бы в своем общении они не опирались на общепринятый набор значимостей, общение не стало бы возможным. Разговаривая на языке, люди не только обмениваются словами и грамматическими структурами, они обмениваются своими понятиями о внеязыковой действительности, которая раскрывается этими словами и грамматическими конструкциями. Поскольку носители различных языков имеют отличающиеся восприятия действительности, их языки не могут совпадать в плане значений лексического состава и грамматического построения. Справедливым будет признать, что изучение языка (как второго иностранного либо дополнительного) без освоения и понимания культурных особенностей, свойственных для данного языка, не позволит обучающимся эффективно взаимодействовать с носителями этого языка.

В статье анализируются особенности взаимоотношений двух важных компонентов, учет которых крайне необходим для обеспечения эффективного общения с носителями языка в спонтанно возникающих контекстных ситуациях. Данными компонентами являются осознание элементов культуры носителей, равно как и освоение словарного состава, специфичного для различных культурных контекстов общения.

Об авторах

В. Г. Тихонов
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Россия

ТИХОНОВ Владимир Геннадьевич – профессор кафедры Международной журналистики Института русского языка

Нижний Новгород



М. С. Соловьева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

СОЛОВЬЕВА Мария Сергеевна – старший преподаватель кафедры русского языка как как иностранного филологического факультета

Якутск



Список литературы

1. H. Ned Seelye. Teaching Culture. Strategies for Intercultural Communication. McGraw-Hill, 1995, 225 p.

2. Скребнев, Ю. М. Введение в коллоквиалистику / Ю. М. Скребнев. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1985. – 211 с.

3. Edward T. Hall. Beyond Culture. Anchor Books. 1981, 298 p.

4. Tikhonov V.G. American drug slang: Integrating into everyday national language. Вестник НГЛУ, серия: Научное сотрудничество с зарубежными университетами партнерами, вып. 1, Нижний Новгород, 2005, стр. 47-50.

5. Lafayette, Robert. Teaching Culture: Strategies and Techniques. Arlington, VA: Center for Applied Linguistics, 1997, p. 119-147.

6. Wilga Rivers. Comprehension and Production: The Interactive Duo. Cambridge University Press. 1997, 238 p.

7. Тихонов, В. Г. Культурный контекст в практике преподавания иностранных языков / В. Г. Тихонов // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. Вып. 3 (10). НГЛУ. – Нижний Новгород, 2015. – С. 96-102.


Рецензия

Для цитирования:


Тихонов В.Г., Соловьева М.С. Эффективность взаимодействия на иностранном языке: лексический состав в реализации элементов культурного контекста. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(1):56-63.

For citation:


Tikhonov V.G., Solovieva M.S. Providing effective communication in a foreign language: Acquisition of vocabulary in a cultural context. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(1):56-63. (In Russ.)

Просмотров: 160


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)