Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Визуализация на уроках по РКИ

Аннотация

Статья посвящена актуальному вопросу использования визуализации на уроках русского языка как иностранного. Автор подробно останавливается на терминах «визуальный поворот», «визуализация» и «наглядность», обрисовывая современную педагогическую ситуацию. Случившийся в культуре «визуальный поворот» поставил современного преподавателя перед необходимостью освоения новых педагогических технологий для дальнейшего их использования в практической деятельности. Всеобщая визуализация диктует выбор наиболее оптимальных методик организации учебной информации. В связи с этим статья носит обзорный характер: перед автором стоит задача рассмотреть актуальную педагогическую литературу, выделить наиболее подходящие к учебному процессу в РКИ педагогические технологии и также определить потенциал визуализированного нелинейного текста в структуре уроков по РКИ. По итогам анализа автор предлагает подборку современных педагогических техник визуализации, описывает их и оценивает применимость на уроках РКИ. Автор подробно рассматривает применение таймлайна, скрайбинга, сторителлинга, блогфолио и лонгрида на уроках по РКИ. После детального рассмотрения техник визуализации и описания их применения на собственных уроках по русскому языку как иностранному автор делает вывод об эффективности визуализации и большем учебном потенциале нелинейных текстов в структуре уроков по РКИ, предлагает классификацию современных методов визуализации, исходя из нескольких параметров. Визуальные педагогические техники условно подразделяются на традиционные, новые и инновационные по времени появления, а по организации информации они могут быть статическими и динамическими. Примером статической визуализации являются графические органайзеры, тогда как динамическая представлена визуальным нарративом, визуальным сторителлингом и учебными или аутентичными видео.

Об авторах

Е. Б. Коломейцева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

КОЛОМЕЙЦЕВА Екатерина Борисовна – к. филол. н., доцент кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному института русского языка

Санкт-Петербург



А. П. Матвеев
Первый Санкт-Петербургский государственный университет им. акад. И. П. Павлова
Россия

МАТВЕЕВ Андрей Павлович – преподаватель кафедры русского языка № 1

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Ищенко, Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии / Е. Н. Ищенко // Вестник ВГУ, 2016. – № 2. Серия: Философия. – С. 16-27.

2. Олешков, М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. – Москва : Компания Спутник+, 2006. – 191 с.

3. Ван Ян. Тенденция развития визуализации информации в образовательной среде / Ян Ван, Ю. Ф. Катаханова // Преподаватель XXI век, 2020. – № 1. – С. 154 – 158.

4. Белая, А. Г. Визуализация в преподавании РКИ / А. Г. Белая, Н. В. Сазонова, Е. И. Фещенко // Современные технологии и образование: международная научно-практическая конференция, 26-27 ноября 2020 г.: в 2 ч. – Белорусский национальный технический университет; редкол.: А. М. Маляревич (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БНТУ, 2021. – Ч. 1. – С. 70-72.

5. Амлинская, Ю. Р. Применяем инфографику на уроках русского как иностранного. – URL: https://www.eduneo.ru/primenyaem-infografiku-na-urokax-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo/ (Дата обращения: 21.12.2022).

6. Золотухин, С. Обзор сервисов для создания таймлайнов: особенности и принципы их работы. – URL: https://www.eduneo.ru/obzor-servisov-dlya-sozdaniya-krasivyx-tajmlajnov-osobennosti-i-principyraboty/ (дата обращения: 21.12.2022).

7. Шмалько-Затинацкая, С.А. Инфографика как способ обучения говорению на русском языке учащихся Азиато-Тихоокеанского региона / С. А. Шмалько-Затинацкая, О. С. Храброва // Педагогический журнал, 2021. – Т. 11. – № 5А. – С. 365-374.

8. Бороздина, Н. А. Презентации, электронные портфолио и блогфолио в иноязычном образовании: методические принципы и критерии эффективности / Н. А. Бороздина // Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ. – 2019. – С. 19-24.

9. Шеина, Л. П. Визуализация грамматики как эффективный прием обучения русскому языку студентов-билингвов языкового вуза / Л. П. Шеина, Т. В. Иванова // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 3-2. – С. 294-298; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37482 (дата обращения: 21.12.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Коломейцева Е.Б., Матвеев А.П. Визуализация на уроках по РКИ. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(1):41-47.

For citation:


Kolomeytseva E.B., Matveev A.P. Visualization in RFL Lessons. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(1):41-47. (In Russ.)

Просмотров: 358


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)