Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения как актуальной формы профессиональной подготовки студентов

Аннотация

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме – развитию дистанционного обучения в условиях цифровизации современного общества. Данная проблема рассматривается с учетом возрастающего значения электронных образовательных ресурсов в повышении эффективности организации учебного процесса в удаленном интерактивном режиме.
Приведены характеристики основных понятий исследуемой проблемы: дистанционное обучение, информационно-коммуникативная компетентность (ИКТ-компетентность), ЭОИС – электронная информационно-образовательная среда и др.
В статье определяется возможность студентов к освоению (формированию) ИКТ-компетентности. Зависит это от уровня знаний и умений студентов использовать онлайн-ресурсы. Немаловажный фактор связан с их мотивацией для освоения указанных технологий в образовательном процессе, что является задачей по обеспечению эффективного осуществления учебного процесса. Отражены подходы к определению места дистанционного обучения в системе профессиональной подготовки студентов с учетом региональных особенностей.
Представлены роль и значение факторов, которые влияют на развитие дистанционного обучения. Организационно-методическая и техническая обеспеченность относятся к таким факторам учебного процесса, а также уровень ИКТ-компетентности профессорско-преподавательского состава (ППС), в том числе мотивация студентов. Приведены результаты последних исследований, проведенных среди студентов Северо-Восточного федерального университета (далее – университет), института естественных наук (далее ИЕН). На основе первичных данных исследования выделены актуальные проблемы. К таким проблемам относятся: полное отсутствие контакта во взаимодействии между студентами, что определяет их индивидуальный и дифференцированный подход (воспитание); личностные условия и их соблюдение, т.е. самодисциплина и мотивация обучающегося; свободный доступ к источникам информации (электронным); при отсутствии обратной связи между ППС и обучающимися – тенденция увеличения самостоятельной работы обучающихся и др.
Анализ полученных результатов свидетельствует, что для применения и внедрения задач дистанционного обучения необходимо овладение ИКТ-компетентности на практике. Обучение должно быть направлено на развитие у студентов устойчивого интереса к учебе. Также рассматриваются трудности при создании информационного пространства и технологий ее работы в приобретении профессиональной компетентности студентов в вузе.

Об авторе

Р. А. Соловьева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

СОЛОВЬЕВА Римма Алексеевна – к. пед. н., доцент эколого-географического отделения Института естественных наук

г. Якутск



Список литературы

1. Basarova, T.S., Waganova, W.I., Dagbaeva, N.Zh., Namsaraev, S.D., Phomickay, G.N. A system of continuing pedagogical education in Russia: current and prospects International Journal of Educational Management – 2018. – Vol.32, No 7. – pp. 1-10

2. Bazarova, T.S. K probleme formirovanija IKT-kompetentnosti budushhih inzhenerov v informacionnoobrazovatel’noj srede vuza / T. S. Bazarova, R.A. Solov’eva // Vestnik Burjatskogo gosuniversiteta. UlanUdje: Izdat-vo Burjatskij gosuniversitet. – 2018. – C. 99-103.

3. Vlasova, E.Z., Analiz vvedenija informacionnyh tehnologij v uchebnye plany po pedagogicheskomu napravleniju / E.Z. Vlasova., E.A. Barahsanova // materialy mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatel’nogo foruma «Education, forward!» «Obrazovanie v techenie vsej zhizni: nepreryvnoe obrazovanie v uslovijah globalizacii». – Moskva: Mir nauki. – 2015. – S. 149–154.

4. Vlasova, E. Z. Pedagogicheskij inzhiniring adaptivnyh tehnologij jelektronnogo obuchenija / E.Z. Vlasova // Materialy setevoj mezhdunar. nauch.konf. «Jelektronnoe obuchenie v VUZe i v shkole». – Sankt-Peterburg: Asterion, -2014. – C. 85-88.

5. Magomedov, M.M. Distancionnoe obuchenie v sfere obrazovanija M.M. Magomedov // Nauka: obshhestvo, jekonomika, pravo. Mahachkala: OOO «Institut razvitija obrazovanija i konsaltinga». – 2020. – S. 331–336.

6. Makashina, I.I. Distancionnoe obrazovanie kak komponent virtual’nogo obrazovatel’nogo prostranstva universiteta / I.I.Makashina // Mir nauki, kul’tury, obrazovanija. Moskva. – 2020. – № 2 (81). – S. 192–196.

7. Akaslan, Dursun, and Effie LC Law. Measuring teachers’ readiness for e-learning in higher education institutions associated with the subject of electricity in Turkey. 2011 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). IEEE, 2011. http://dx.doi.org/10.1109/EDUCON.2011.5773180

8. Ruliene, L.N. Distancionnoe obuchenie kak novaja obrazovatel’naja praktika / L. N. Ruliene // Vestnik Burjatskogo gosuniversiteta. Ulan-Udje, Izdat-vo Burjatskij gosuniversitet. – 2011. – Vyp. 1. – C. 67-69.

9. Barakhsanova, E.A., Savvinov, V.M., Prokopyev, M.S., Vlasova, E.Z., Gosudarev, I.B. 2016, Adaptive education technologies in Russian teachers training for the e-learning implementation. IEJME. Mathematics education, 11(10), pp. 3447-3456. http://www.iejme.com/download/adaptive-education-technologies-totrain-russian-teachers-to-use-e-learning.pdf

10. Barakhsanova, E. A., Vlasova, E.Z., Golikov, A. I.; Kuzin, Z. S., Prokopyev, M.S., Burnachov, A. E. Peculiarities of quality management of teachers’ e-learning training in the Arctic regions. EDUCATION, 2018. 38(55), 25 p.

11. Barakhsano,v V. P., Barakhsanova, E. A., Olesov, N. P., Prokopyev M. S. E-learning system application for physical education and sports specialist training // Theory and Practice of Physical Culture. 2018. No 7, 4 p.

12. Vlasova, E. Z., Barakhsanova, E. A., Goncharova, S., Aksyutin, P., Kuzin, Z.; Prokopyev, M. S. Effective adaptive training of students in Russian pedagogical universities to use e-learning technologies. EDUCATION, 39 (23), 10 p.

13. Vlasova, E. Z., Goncharova, S., Aksyutin, P., Barakhsanova, E. A., Prokopyev, M. S., Kuzin, Z. Effective adaptive training of students in russian pedagogical universi – Krasnoyarsk, Publishing House “Legion”, 2019 – at 2 o’clock, Ch 2. 412 p.

14. Grigor’ev, S.G. Informatizacija obrazovanija. Fundamental’nye osnovy / V.V. Grinshkun. Tomsk: TML-Press, 2008. – 286 s.

15. Kovrova, S.E. Cifrovye obrazovatel’nye resursy v modernizacii obrazovatel’nyh sistem / S.E. Kovrova. Jakutsk: Izd-vo IRO i PK PC (Ja), 2011. – 112 s.

16. Panjukova, S.V. Ispol’zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii / S.V.Panjukova. – Moskva: Akademija, 2010. – 222 s.

17. Robert, I.V. Teorija i metodika informatizacii obrazovanija (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty) / I.V.Robert. – Moskva: IIO RAO, 2010. – 356 s.

18. Hutorskoj, A.V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija / A.V. Hutorskoj. - Moskva: IOSO RAO, 2002. – S. 135–157

19. Baranov, A.Ju. Psihologicheskie problemy perehoda na distancionnoe obuchenie / A.Ju. Baranov, T.V. Malkova // Modern Science. M.: NIIC «Institut strategicheskih issledovanij», 2020. – S.223–226.

20. Gur’ev, S.V. Sovremennoe distancionnoe obuchenie / S.V. Gur’ev. - Moskva: Rusajns, 2018. – 120 s.

21. Donina, I.A. Distancionnoe obuchenie: ozhidanie i real’nost’ / Ju.A. Vinogradova // Pedagogicheskij vestnik. – Jalta: Gumanitarno-pedagogicheskaja akademija (filial) FGAOU VO «KFU im. V.I. Vernadskogo». 2020. – S. 26–29.


Рецензия

Для цитирования:


Соловьева Р.А. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения как актуальной формы профессиональной подготовки студентов. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(4):74-82.

For citation:


Solovieva R.A. Problems and prospects of developing distance learning as a current form of professional training of students. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(4):74-82. (In Russ.)

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)