Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Формирование профессиональных компетенций магистрантов в процессе педагогической практики по русскому языку как иностранному

Аннотация

В статье рассматривается формирование профессиональных компетенций магистрантов в процессе педагогической практики по русскому языку как иностранному. Учебная ознакомительная и производственная практика являются важными составляющими звеньями в подготовке будущих преподавателей. В работе определены цели и задачи каждого из видов практической деятельности, дано краткое описание содержательной части программ практик и форм отчетности обучающихся. Сформулированы профессиональные компетенции, которыми должны овладеть магистранты профиля «Мультикультурное обучение русскому языку как иностранному в сфере образования и туризма» при изучении специальных дисциплин и закреплении полученных знаний на практике. Описан опыт проведения традиционной Летней школы для иностранных студентов, организованной кафедрой русского языка как иностранного филологического факультета при поддержке Департамента международных связей Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в рамках производственной педагогической практики магистрантов. Слушателями Летней школы являются студенты из Африки, Ближнего Востока, Китая. Названы формы и приемы обучения русскому языку иностранных студентов, в частности метод проектов, игровые технологии, графико-символический анализ художественного текста, учебная экскурсия, конкурс чтецов, направленные на формирование культуроведческой компетенции и коммуникативных навыков. Во время производственной практики магистранты знакомят иностранцев с русской культурой, литературой, историей, социокультурными традициями, закрепляют трудные случаи употребления грамматических норм, развивают устную речь, навыки аудирования, говорения, чтения и письма. Педагогическая практика даёт возможность оценить сформированность профессиональных компетенций магистрантов: способности осуществлять педагогическую деятельность, проектировать и решать профессиональные задачи при организации работы по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися.

Об авторах

Е. В. Дишкант
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

ДИШКАНТ Елена Валерьевна – к. филол. н., доцент кафедры русского языка как иностранного филологического факультета

г. Якутск



Л. В. Шалыгина
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

ШАЛЫГИНА Любовь Викторовна – магистрант кафедры русского языка как иностранного филологического факультета

г. Якутск



Список литературы

1. Гершанова, А. Ф. Пути повышения эффективности формирования профессиональной компетенции у будущих преподавателей русского языка как иностранного / А. Ф. Гершанова, Т. Б. Журавлёва. – Текст : непосредственный // Осенние коммуникативные чтения : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 29 ноября 2019 г.) / О. Ю. Иванова. – Москва : Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2020. – С. 32-39.

2. Анциферова, О. В. Организация онлайн-урока в формате смешанного обучения в рамках педагогической практики / О. В. Анциферова, Т. Н. Колосова, Т. И. Попова, К. А. Щукина. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 4 (293). – С. 11-19.

3. Кашпирева, Т. Б. Формирование профессиональных компетенций будущего учителя русского языка как иностранного в условиях информатизации образования / Т. Б. Кашпирева. – Текст : непосредственный // Образование: традиции и инновации: Материалы X международной научно-практической конференции. – Прага, 17 декабря 2015 года. – Прага : World Press, 2016. – С. 100-102.

4. Клобукова, Л. П. Активная педагогическая практика / Л. П. Клобукова. – Текст : непосредственный // Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания: учебно-методическое пособие / Под редакцией М. Л. Ремнёвой, Е. Л. Бархударовой, Е. Н. Виноградовой. – Москва : Ключ-С, 2016. – С. 373-383.

5. Федотова, Н. Л. Формирование профессионально-методической компетентности при обучении будущих преподавателей-русистов (практический курс по методике преподавания РКИ) / Н. Л. Федотова. – Текст : непосредственный // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ: В 15 т. Гранадский университет; фонд «Русский мир». – Санкт-Петербург, 2015. – С. 1028-1033.

6. Федотова, И. Б. Педагогическая подготовка магистрантов к реализации обучающего и воспитательного потенциала курса «Русский язык как иностранный» / И. Б. Федотова, Н. Г. Шабдарова. – Текст : непосредственный // Вестник Пятигорского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 236-239.

7. Докучаева, Л. П. Теория без практики мертва?! / Л. П.. Докучаева, В. В. Коломенская. – Текст : непосредственный // Учебная и производственная практики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт организации и современные требования (тенденции): Материалы межвузовской научно-методической конференции. – Благовещенск, 12 февраля 2015 года. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2015. – С. 208-214.

8. Конева, Н. Н. Педагогическая практика в становлении преподавателя русского языка как иностранного / Н. Н. Конева. – Текст : непосредственный // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: коллективная монография. – Москва : Спутник+, 2017. – С. 331-335.

9. Дишкант, Е. В. Кейсовые задания с национально-региональным компонентом при обучении РКИ / Е. В. Дишкант, М. В. Скрябина, Ю. Р. Кривошапкина, А. И. Слепцова. – Текст : непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 12 (80) – С. 215-221.

10. Дишкант, Е. В. Из опыта разработки учебного пособия по страноведению «Путешествие по России» для иностранных студентов / Е. В. Дишкант. – Текст : непосредственный // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 12 (102). – Ч. 4 – С. 28-32.

11. Дишкант, Е. В. Национально-региональный компонент в обучении РКИ как средство развития поликультурной языковой личности (на примере СВФУ им. М.К. Аммосова) / Е. В. Дишкант. – Текст : непосредственный // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 12 (114). – Ч. 3. – С. 43-47.

12. Петрова, С.М. Российско-китайский клуб общения на русском языке «Алмаз» как эффективная форма развития коммуникативной компетенции обучающихся / С. М. Петрова, Г. Е. Жондорова. – Текст : непосредственный // Филология и культура. – 2020. – № 4 (62). – С. 172-176.

13. Костикова, О.Ф., Проектная методика в обучении РКИ / О. Ф. Костикова, Е. Н. Чулкова. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Рязань, 2021. – С. 133-139.

14. Петрова, С. М. Инновационная методика: литература, семиотика, графика в системе обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие / С. М. Петрова. – Якутск: Изд-во СВФУ, 2020. – 128 с. – Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Дишкант Е.В., Шалыгина Л.В. Формирование профессиональных компетенций магистрантов в процессе педагогической практики по русскому языку как иностранному. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(4):42-49.

For citation:


Dishkant E.V., Shalygina L.V. Formation of professional competencies of undergraduates in the process of pedagogical internship in Russian as a foreign language. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(4):42-49. (In Russ.)

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)