Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Стрессовые и невротические состояния при формировании социальной идентичности профессионала в процессе обучения в вузе

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу проявлений стресса и невротических состояний в студенческой среде. Сравнение проводится в группах студентов, обучающихся на гуманитарных и инженерно-технических направлениях подготовки. Студенческая группа рассматривается как социально-профессиональная группа, где происходит формирование профессиональной идентичности в учебной деятельности. Статус студента рассматривается как кризисное состояние, которое сопровождается воздействием стресс-факторов. В связи с тем, что студенчество находится на пересечении двух сообществ: учебного и профессионального, на студента оказывают влияние две группы стресс-факторов: факторы учебного стресса, факторы профессионального стресса. Уровень стресса и невротические состояния изучались стандартными опросниками. Значимость различий проверялась с помощью статистических коэффициентов U-критерия Манна-Уитни и углового преобразования Фишера, соотнесение рядов данных проводилось с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена. В процессе исследования выявлен высокий уровень стресса и невротизации студенческой группы. Обнаружено, что количество невротических нарушений среди студентов инженерно-технических направлений подготовки существенно меньше, чем у студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях подготовки. Чаще всего в студенческой среде встречаются нарушения типа невротической депрессии. Для невротической депрессии характерны снижение настроения, чувство подавленности, пессимизма при оценке себя и своего будущего, ослабление тонуса и энергии, ограничение контактов с окружающими и снижение интересов. Студенчество, таким образом, представляет собой общность, которая имеет не только схожие социально-психологические характеристики, но и схожие типы невротизации как возможной реакции на стрессовые факторы социальной ситуации. При этом выявлена неоднородность группы при реагировании на стресс. Установлен более высокий уровень стресса в группе студентов-гуманитариев. Предполагается, что эти различия связаны с особенностями формирования социально-профессиональной идентичности в процессе обучения в вузе.

Об авторах

Е. О. Мерцалова
Северо-Восточный государственный университет
Россия


Е. В. Чарина
Северо-Восточный государственный университет
Россия


Список литературы

1. Епанчинцева, Г. А. Студенчество как социально-психологическая общность / Г. А. Епачинцева, Т. Н. Козловская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – №2. – C. 66-69. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/studenchestvo-kak-sotsialnopsihologicheskaya-obschnost (дата обращения: 13.06.2022).

2. Забара, Л. И.Социально-психологическая адаптация к вузу студентов-психологов / Л. И. Забара, Ю. В. Лебедева, Н. А. Шабанова // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 6. – С. 185-194. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-kvuzu-studentov-psihologov (дата обращения: 13.06.2022).

3. Толмачев, Д. А. Невротизация и адаптация к стрессу студентов медицинского вуза / Д. А. Толмачев, О. Г. Канбекова, А. С. Лёзина // Проблемы науки. – 2017. – № 9 (22). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nevrotizatsiya-i-adaptatsiya-k-stressu-studentov-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 20.04.2022).

4. Павлова, В. Е. Студенчество как социальная группа и социально-ценностные ориентации / В. Е. Павлова, Е. И. Шевалдина // Инновационная наука. – 2017. – № 4-2. – С. 193-195. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/studenchestvo-kak-sotsialnaya-gruppa-i-sotsialno-tsennostnyeorientatsii (дата обращения: 13.06.2022).

5. Чарина, Е. В. Проблема изучения профессиональной идентичности в современных условиях / Е. В. Чарина // Научные исследования и инновации: Сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Саратов : НОО «Цифровая наука», 2021. – С. 421-428.

6. Любченко, М. Ю. Роль социальных факторов в развитии невротических расстройств / М. Ю. Любченко, В. В. Столярова // Медицина и экология. – 2016. – №2. – С. 37-41. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnyh-faktorov-v-razvitii-nevroticheskih-rasstroystv(дата обращения: 13.06.2022)

7. Ходак, Н. А. Особенности развития учебного стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов гуманитарных и технических специальностей в системе высшего образования / Н. А. Ходак // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2017. – № 1. – С. 49-58. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-uchebnogo-stressa-i-urovnya-stressoustoychivostiu-studentov-gumanitarnyh-i-tehnicheskih-spetsialnostey-v (дата обращения: 20.04.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Мерцалова Е.О., Чарина Е.В. Стрессовые и невротические состояния при формировании социальной идентичности профессионала в процессе обучения в вузе. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(2):49-55.

For citation:


Mertsalova E.O., Charina E.V. Stress and neurotic states in the formation of a professional’s social identity in the process of studying at a university. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(2):49-55. (In Russ.)

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)