Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Русский язык в эпоху цифровой трансформации

Аннотация

В период глобализации и цифровизации русский язык становится объектом особого внимания. В современных условиях обучение русскому языку как иностранному и как неродному требует нового подхода. Это не связано с тотальной цифровизацией учебного процесса, но, прежде всего, с поисками более эффективных форм, приёмов, с учетом национальных особенностей того региона, в котором проживают и обучаются иностранные студенты. В условиях мировой глобализации стратегическим ресурсом развития общества становятся качественные знания, оснащенные идеями нового видения образования. Показаны процессы, которые происходят в современном русском языке на разных уровнях его использования: языковая глобализация, демократизация языка, падение общей языковой культуры, следование языковой моде, активная неологизация слова, возрастающее влияние СМИ и Интернета, интолерантность в речевом общении, речевая агрессия и др. В таких условиях особое значение приобретает информационная безопасность, призванная сохранять лучшие традиции русского языка. В статье излагаются актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному в СВФУ, среди которых такие, как цифровая ойкумена, семиотика в системе обучения русского языка как иностранного, а также рассматривается языковая ситуация в странах СНГ, в частности, в Республике Таджикистан.

Об авторах

М. Б. Нагзибекова
Таджикский национальный университет
Таджикистан


С. М. Петрова
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Бессарабова, И. С. Глобализация в современном мире / И. С. Бессарабова. – Санкт-Петербург : Библиотека, 203. – С. 124.

2. Кириллина, А. Основные модели описания языковых изменений в условиях глобализации [Электронный ресурс] / А. Кириллина, Е. Гриценко. – Режим доступа: //http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2011/05/Kirilina_Gritsenko.pdf:http:www.de/com/ru<http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2011/05/Kirilina_Gritsenko>05/2011.

3. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. – 3-е изд., испр, и доп. – Санкт-Петербург : Златоуст, 1999. – 319 с.

4. Агрессия в языке и речи: сб. науч. статей / Отв. ред. И. А. Шаронов. – Москва : РГГУ, 2004. – 288 с.

5. Алпатов, В. М. Глобализация и развитие языка / В. М. Алпатов // Вопросы филологии. – 2004. – № 2 (17). – С. 23-27.

6. Аникин, В. И., Сурма И.В. Новые подходы к обеспечению национальной безопасности России / В. И. Аникин, И. В. Сурма // Россия и современный мир. – Москва : Канон+, 2016. – С. 9-28.

7. Иноземцев, В. Л. Современная глобализация и её восприятие в мире / В. Л. Иноземцев // Век глобализации. – 2008. – № 1. – С. 37.

8. Петрова, С. М. Роль инновационной технологии анализа художественного произведения в системе изучения русского языка как иностранного (на материале Республики Саха (Якутия) / С. М. Петрова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 8. – С. 23.

9. Петрова, С. М. Графико-символическое пространство художественного текста в системе обучения русскому языку иностранцев / С. М. Петрова // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2017. – Т. 15. – № 4. – С. 414-426.

10. Мельникова, О. А. Манипуляция общественным мнением и глобальная кибербезопасность / О. А. Мельникова. – Москва : Гнозис, 2021. – 208 с.


Рецензия

Для цитирования:


Нагзибекова М.Б., Петрова С.М. Русский язык в эпоху цифровой трансформации. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(2):16-23.

For citation:


Nagzibekova M.B., Petrova S.M. Russian language in the era of digital transformation. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(2):16-23. (In Russ.)

Просмотров: 462


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)