Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Риски и новые возможности высшего образования в условиях неопределенности

Аннотация

Цель нашего исследования состоит в изучении причины глобальной популяризации массового онлайн-образования, его масштабизации в условиях организации обучения через вынужденный переход всех университетов на дистанционный формат и примерном прогнозировании изменения высшего образования после пандемии. Нам было интересно проанализировать процесс полной замены традиционного формата обучения на дистанционный, активность использования преподавателями и студентами онлайн-курсов МООС, разработанных другими вузами, в учебных занятиях вузов, влияние МООС на изменение традиционной системы университетского образования, изменение динамики численности студентов в качестве слушателей курсов в онлайн-платформах. Ведущими методами исследования являлись теоретический анализ, обзор научной литературы, информаций интернет-ресурсов, метод анализа образовательной деятельности высших учебных заведений, сравнительно-сопоставительный анализ и интерпретация результатов проведенной работы. В ходе проведенного нами исследования мы выявили, что в целом большинство высших учебных заведений смогло обеспечить бесперебойное онлайн-обучение, часть преподавателей повысили или впервые освоили компетенции по компьютерным образовательным технологиям. Вместе с тем установлены проблемы. При всех своих широких функциональных возможностях онлайн-обучение уступает офлайн-обучению: особенно проведение лабораторных работ по инженерно-техническим дисциплинам, организация педагогической практики будущих учителей, научно-исследовательская работа и т. д. Особую трудность у преподавателей вызывают, например, невозможность контроля студентов во время выполнения контрольных работ, актуализация Soft Skills, несовместимость с онлайн-обучением учебных дисциплин, насыщенных эмоциональными, духовнонравственными взглядами, чувствами и убеждениями. Практическая значимость материалов статьи состоит в использовании полученных результатов и материалов исследования в организации и управлении онлайн- и офлайн-образованием в высших учебных заведениях. Новизна исследования заключается в том, что проанализирована ситуация полного перехода вузов на дистанционное обучение, рассмотрены проблемы его внедрения и организации в разных условиях безопасности, физической и эмоциональной изоляции студентов и преподавателей, социального неравенства в доступе к качественной интернет-связи и обеспеченности современными компьютерами, определена необходимость переформатирования системы образования - оптимального соединения опций онлайн- и офлайн-форматов образования.

Об авторе

Р. И. Платонова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Sun Dan, Jiang Fan. Issues in Instructional Design of Massive Open Online Courses (MOOC). International Conference on Social Science and Higher Education (ICSSHE 2015). P. 462. - Текст : непосредственный.

2. Shah D. (2017) Coursera’s 2017: Year in Review. https://www.classcentral.com/report/coursera-2017year-review/ (Дата обращения: 16.05.21). - Текст : электронный.

3. https://www.class-central.com/moocs-year-in-review-2017 (Дата обращения: 14.06.21). - Текст : электронный.

4. https://onlinelearningsurvey.com (Дата обращения: 05.05.21). - Текст : электронный.

5. https://studyportals.com (Дата обращения: 04.05.21). - Текст : непосредственный.

6. Осколова, Т. Л. Влияние международной мобильности студентов на развитие их национальной идентичности (на опыте Австралии, Канады, США) / Т. Л. Осколова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Том 1. № 1(1). - С. 190-197. - Текст : непосредственный.

7. Brooks D. (2012) The Campus Tsunami // The New York Times. May, 3. https://www.nytimes.com/2012/05/04/opinion/brooks-the-campustsunami.html (Дата обращения: 18.05.21). - Текст : электронный.

8. Leckart S. (2012) The Stanford Education Experiment Could Change Higher Learning Forever. https://www.wired.com/2012/03/ff_aiclass/(Дата обращения: 19.03.21). - Текст : электронный.

9. Friedman T. (2012) Come the Revolution // The New York Times. May, 15. - Текст : непосредственный.

10. Приходько, О. В. Особенности формирования цифровой компетентности студентов вуза / О. В. Приходько // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. Т.9. № 1 (30). - С. 235-238. - Текст : непосредственный.

11. Табачук, Н. П. Современные тенденции цифрового общества и их влияние на развитие информационной компетенции студентов вуза / Н. П. Табачук // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. Т. 8 № 4 (29). - С. 203-205. - Текст : непосредственный.

12. https://www.kp.ru/daily/27114/4193198/(Дата обращения: 13.05.21). - Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Платонова Р.И. Риски и новые возможности высшего образования в условиях неопределенности. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(2):23-27.

For citation:


Platonova R.I. Risks and new opportunities for higher education in the face of uncertainty. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(2):23-27. (In Russ.)

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)